Интервью для немецкого журнала "Piano News"

3 апреля 2012

С момента своей триумфальной победы на конкурсе Чайковского в 1998 году, рожденный в 1975 в Иркутске пианист Денис Мацуев является абсолютной восходящей звездой среди музыкантов. Музыкальный талант был словно положен ему в колыбель: его мать была учительницей игры на фортепьяно, отец - пианистом и композитором. Денис Мацуев уже давно играет на всех значимых концертных сценах мира и России, и особенно прославился своим исполнением русских композиторов, таких как Прокофьев и — прежде всего, — Рахманинов. В 2007 году студией RCA/SonyBMG был выпущен диск "Unknown Rachmaninov" с впервые записанными произведениями Рахманинова, которые Мацуев исполнил на рояле Steinway, ранее принадлежавшим композитору. Сейчас его новая запись Третьего концерта Рахманинова стала серьезной вехой в его дискографии. При этом он щедро наделен и другими талантами: музыкальный вундеркинд мог стать и футболистом.Господин Мацуев, Вы из очень музыкальной семьи. Можно ли сказать, что Ваша любовь к фортепиано наследственная?Да, естественно. В нашей семье все были музыкантами: мать, отец, бабушка и дедушка. Сумасшедшая семья (смеется). Я - из Иркутска, фантастического города в Сибири, неподалеку от знаменитого озера Байкал. Я впервые подошел к роялю в три года. Это была очень смешная  история, которой я сам не помню – ее рассказали мне родители. Услышав мелодию прогноза погоды по телевидению, я подошел к инструменту и сразу наиграл ее. Никто не заставлял меня играть. Родители просто сказали : „Хорошо!“  Мой отец - невероятный пианист и композитор –  сейчас является моим педагогом. Мои родители практически везде путешествуют со мной. У меня очень жесткий график – я даю больше 165 концертов в год. Огромное количество времени я провожу в самолетах – только в этом году я был в США 6 раз.А как же усталость от перелетов и разницы во времени?Я думаю, я создал для преодоления этого состояния новое -  «сценотерапию». Концерт для меня самое эффективное лекарство. Я делюсь своей энергией с публикой и еще больше получаю обратно. Наверное, джетлаг - это тяжелое испытание; мне очень помогают концерты.То есть Вы не беспокоитесь о своем здоровье?С одной стороны – конечно, беспокоюсь,  но с другой стороны я также полагаю, что если ты можешь играть, например, музыку эпохи романтизма, то вполне возможно сфокусироваться на этом музыкальном направлении и заботиться таким образом о разгрузке. У каждого музыканта, каждого пианиста есть ядро его текущего репертуара. Горовиц в течение его длинной карьеры достиг  3 выдающихся репертуарных и музыкальных апогеев: сначала, когда ему было 20 лет, а затем в 40 и в 70 лет. Некоторые, вероятно, могут достичь первого подъема и в 12 лет. Я, например, чувствую в данный момент, что я стопроцентно играю Третий концерт Рахманинова. Что случится через 10 или 15 лет я пока не знаю. Сейчас же я стараюсь не отказываться от приглашений, потому что если люди хотят услышать меня, я, разумеется, соглашаюсь. Естественно, что невозможно будет играть 165 концертов в год всю жизнь. Это достаточно опасно. Но в данный момент я чувствую себя прекрасно.Была ли классическая музыка Вашей единственной страстью в детстве?В детстве я с ума сходил по футболу. Я и играл сам, и был страстным болельщиком. Летом и осенью весь день я проводил во дворе и полностью отдавался футболу. Зимой я, естественно, играл в хоккей. В детстве я трижды ломал руки – представьте себе! Но, слава Богу, все зажило.Вы все еще занимаетесь спортом?Если у меня появляется свободный день, я сразу же иду играть в футбол с друзьями. Первые 15 лет я жил в моем родном городе Иркутске, и меня все знали как местного вундеркинда. Я очень быстро учил новые произведения - около 5 дней. И в Иркутске я играл много концертов, обо мне говорили. Но футбол для меня оставался номером 1.И как музыка победила футбол?Фонд «Новые имена», который оказывает поддержку одаренным детям, помогает им с инструментами и мастер-классами, организует концерты,  приехал в Иркутск в поисках новых талантов. И у меня должен был состояться концерт в Иркутской филармонии. Но на это же время у меня был запланирован крайне важный футбольный матч и я, будучи капитаном команды, отказывался идти в филармонию. Все же мой отец сумел убедить меня в том, что нужно было, кроме футбольного матча, пойти еще и в филармонию и сыграть.И что Вы выбрали?Мы выиграли футбольный матч, и затем я сыграл Прелюдию Рахманинова в филармонии. Мне сразу же назначили стипендию фонда и пригласили учиться в Москву. Это был исторический момент в моей жизни, когда мой отец, чтобы преодолеть мое нежелание покидать свою футбольную команду, сказал мне: «Ты не понимаешь: естественно, ты едешь учиться в центральной музыкальной школе Москвы, но в Москве ты еще и сможешь показать твою любовь к футболу и твоей любимой команде вживую на стадионе.» Одна эта фраза полностью изменила мою жизнь.Как фонд «Новые Имена» помог Вам?Фонд «Новые Имена» - это было что-то невероятное. Мы посетили с концертами много стран, давали концерты и в ООН в Нью-Йорке, для папы Римского  и в Букингемском дворце в Лондоне для королевы. Это было частью политики, но для нас это был очень важный опыт и возможность увидеть мир. Каждый месяц мы могли выступать на сцене, и именно тогда я задумался о моем предназначении в жизни. Я понял, что моя игра на фортепиано важна публике и это было чем-то очень «правильным» для меня.Продолжателем традиций какого великого пианиста Вы себя видите? Рихтер, Гилельс?Это очень трудный вопрос: оба были гениальны. Гилельс – очень важен для меня. Много пианистов копируют его стиль. Рахманинов и Рихтер сыграли огромную роль в моем становлении как музыканта. Я очень люблю знаменитую фразу: „Искусства без страсти не существует“. Я полностью с этим согласен. Многие называют меня новым Горовицем, и это большая честь.

Метки: интервью

« назад