Норман Лебрехт считает, что Денису Мацуеву удалось разгадать тайну концертов Шостаковича

11 марта 2012

Норман Лебрехт, знаменитый музыковед, критик и писатель, автор бестселлера «Кто убил классическую музыку», ознакомился с новым диском Дениса Мацуева и признал его «лучшим CD недели». На диске Денис и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполняют 1 и 2 концерты Шостаковича, а также 5 концерт Щедрина. В своей рецензии Норман Лебрехт утверждает, что Мацуеву удалось разгадать тайный смысл концертов Шостаковича, а подытоживает свои впечатления так: «Лучше этого пока не было». С оригиналом рецензии можно ознакомиться в колонке Лебрехта, а здесь можно прочитать текст в переводе на русский...Эти концерты были созданы в разные периоды жизни композитора и серьезно отличаются и по настроению, и по замыслу. Первый был написан для собственного исполнения, второй для сына, Максима. Они очень личные, сокровенные, полные зашифрованных отсылок. Первый концерт до минор был написан в 1933 году, сразу после окончания работы над оперой «Леди Макбет Мценского уезда» и до начала ее травли, развязанной Сталиным. Как и 24 прелюдии, работа над которыми предшествовала этому моменту, концерт во многом обязан Баху и Стравинскому, также как и (на что указывает Леонид Гаккель в брошюре) длинному, отважному адажио Третьей симфонии Малера.Второй концерт фа мажор, написанный 24 года спустя, публикуется как хрестоматийное произведение для чествования советских успехов в честь сороковой годовщины революции. Однако подтекст вновь указывает на иронию Стравинского и Малера. Комиссары услышали в музыке триумф, который, впрочем, легко принять за презрительную насмешку.Нет абсолютных виртуозов, и нет такого пианиста, кроме самого композитора, который мог бы назвать эти работы определенно своими. Денис Мацуев - сибиряк, сделавший себе имя на Рахманинове, стал, возможно, первым, кто сумел максимально приблизиться к этому. Он уже записывал их ранее с Марисом Янсонсом и Юрием Темиркановым и проявил некоторую сдержанность. В этот раз Валерий Гергиев предоставляет ему полную свободу, и Мацуев с ослепительной легкостью и бурными вспышками остроумия обнаруживает у Шостаковича новые краски, которые добавляют восторг раскрытия тайны к удовольствию от его выступления. Он продолжает сардоническим Пятым концертом Родиона Щедрина, созданным во времена постсоветского хаоса в 1999 году. В начале звучит трубач Мариинского оркестра Гергиева Тимур Мартынов. Это, бесспорно, лучшая запись на данный момент.


« назад