"Сорвал голос, узнав, что Чемпионат мира будет в России"
Знаменитый пианист, федеральный посол Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ Денис Мацуев рассказал, какую симфонию нужно слушать нашей сборной, вспомнил, как играл вместе со Станиславом Черчесовым, и объяснил, почему не нужно смотреть в паспорта спортсменов.
Уехал в Москву смотреть футбол
С самого детства у меня была особая страсть к футболу. Наверное, она передалась по наследству от бабушки - она была ярой болельщицей "Спартака". И я вот уже 32 года тоже в этом клубе.
Мальчишкой я колебался, что выбрать: футбол или музыку. Когда я года в три подошел к роялю и начал наигрывать мелодию из прогноза погоды, которую как-то услышал по телевизору, родители все поняли. А вот я еще сопротивлялся.
В шесть лет я уже вышел с оркестром на сцену Иркутской филармонии. Я очень быстро учил новые произведения, но, тем не менее, грезил футбольной карьерой. Я был капитаном команды во дворе, а потом показывал профессиональный уровень в юношеской команде в родном Иркутске. Честно сказать, я больше времени проводил на футбольном поле, чем за фортепиано.
Когда меня пригласили учиться в Москву, я протестовал как мог. Я никуда не хотел переезжать от своего счастья, от футбола во дворе, от хоккейных матчей с друзьями, от своей команды. Я просто не мог представить себе жизни без этой команды и слышать ничего о переезде не хотел. Тогда родители сказали: "Ты же сможешь в Москве ходить на матчи "Спартака", смотреть за игрой вживую, на стадионе". И этот аргумент стал решающим.
Конкурс Чайковского или Чемпионат мира
Кстати, футбол помог выиграть мой первый Международный конкурс имени П.И. Чайковского в 1998 году. Раньше он проводился в то же время, что и Чемпионат мира по футболу. К сожалению, в 1998 году сборная России не играла, но футбол я все равно смотрел. И это мне помогало отвлечься от напряженной атмосферы, не слушать лишний раз конкурентов. Ведь конкурс Чайковского — это своего рода олимпиада для музыкантов. Ответственное и судьбоносное событие.
И без Месси все будет хорошо
Я всегда говорю, что настоящий болельщик проявляется не во времена триумфа команды, а именно в период неудач и невезения. Неправильно, на мой взгляд, в одну минуту отрекаться от команды после каждого проигрыша, а потом снова становиться её фанатом, когда матч был удачным. Понимаю, люди разные, со своими эмоциями и восприятием, понимаю, конечно, что все всегда ждут побед. Я тоже всегда надеюсь на победу. Но команда – она на то и команда, чтобы стоять друг за друга горой. Только вместе можно победить. Я искреннее верю в наших футболистов. У меня девиз семейный остался еще из Иркутска: "Все будет хорошо". Может, у нас нет Месси и Роналду, зато есть очень сильный командных дух.
Помню, как Черчесов "летал по девяткам"
Еще я ни на секунду не сомневаюсь в опыте нашего тренера. Я лично знаю Станислава Черчесова - мы с ним друзья. Он очень любит классическую музыку и часто бывал на моих концертах. Познакомились мы 10 лет назад, когда Черчесов возглавлял московский "Спартак". Он тогда приехал во Владикавказ, а я давал там концерт вместе с Валерием Гергиевым. Мы случайно встретились после концерта и сразу же сдружились, а потом даже в футбол играли вместе. Я приглашал его в Иркутск. И для меня тогда было настоящее счастье: Станислав Черчесов, тот самый, который защищал ворота моей любимой команды, теперь играет со мной вместе, стоит на воротах и отражает нападения, как говорится, "летает по девяткам", "тащит все мячи". Конечно, мы тогда выиграли.
Я очень обрадовался, когда узнал, что Черчесова назначили главным тренером. Я в него верю и желаю ему удачи. Он очень жесткий тренер, но в хорошем смысле слова. На мой взгляд, таким и должен быть футбольный тренер: у него собственный почерк и замечательная тренерская жилка. Это особый дар, который есть далеко не у всех великих игроков, тем более вратарей.
Тот самый момент, когда…
У музыки и футбола огромное количество пересечений. Скажем, дирижера можно запросто сравнить с футбольным тренером, а репетицию - с тренировкой. И там, и там выбирается определенная тактика. Все закладывается на репетициях, на тренировках, на сборах. А во время матча или концерта огромную роль играет чувство импровизации. Если брать классическую музыку, то это, конечно, импровизация в интерпретации. Ее успех зависит от уровня музыкантов. Но если ты играешь с оркестром высокого класса, то момент импровизации очень важен. Сначала ты долго готовишься, репетируешь/тренируешься, учишься, запоминаешь отдельные элементы, оттачиваешь умение работать в команде, а потом выходишь на сцену/поле. И уже здесь происходит основное действо и возникает то самое особое чувство озарения и чистого творчества, в котором главную роль играет артист/футболист. Вот чего не хватает мировому футболу - выдающихся исполнителей.
Зрителей цепляют паузы и артистизм
Помню, раньше люди на футбол ходили как на праздник. Я приезжал в молодости в "Лужники" за три часа до начала матча. Железно. Не позже. Мы собирались с болельщиками разных поколений и обсуждали перипетии футбола, комбинации, забивания, стеночки, паузы… Паузы! Как же важны в футболе паузы! Ровно так же, как и в музыке. Это один из самых эффектных приемов для любой публики. Как ни крути, футболисты, как и музыканты, выходят играть для зрителей.
А сейчас о чем идет речь, когда болельщики собираются? Сейчас обсуждают, кто из футболистов за какую сумму перешел в другую команду. А посмотрите передачи по телевизору. Там основные герои - футбольные агенты. И основная интрига всей программы – кто и сколько получает за сезон. Это говорит о том, что сама игра уходит на второй план. И не потому что она стала хуже, она просто стала прагматичнее. Все переходит в физику, в какие-то тактические схемы. А в футболе, по-моему, нужно больше чувства импровизации и свободы. И, может быть, тогда на поле будут играть настоящие "спортивные артисты", которые всегда у нас были.
Вот почему "Спартак" так горячо любили болельщики? Потому что там были великие игроки: Юрий Гаврилов, Федор Черенков… Люди, которые знали, что такое паузы, знали, что такое артистизм. Знаменитый тренер Спартака Константин Иванович Бесков не давал практически никаких заданий Черенкову, он ему говорил: "Твори". Абсолютная свобода действий. И он знал, что в определенный момент времени Федор всегда сделает красивую и уникальную передачу, которую никто не ожидает.
Я очень хочу, чтобы Чемпионат мира по футболу 2018 года стал для нас мощным стимулом, чтобы в наших футбольных школах появлялось больше талантов. Мы должны заботиться о нашем будущем, о нашем следующем поколении.
Вспомните руку Рихтера и рост Марадоны
Кстати, о юных талантах. Я всегда говорю, что никаких стереотипов быть не должно. Как любят сочинять: у пианиста обязательно должны быть длинные пальцы, а футболист должен быть определенного телосложения. Конечно, это не имеет никого значения. Вы прекрасно помните, какого роста был Диего Марадона и какая рука была у знаменитого Святослава Рихтера. У меня тоже небольшая рука, но ни на скорость, ни на манеру исполнению или музыкальность это не влияет.
Не смотреть в паспорт футболиста
Сейчас непростой период нашей сборной, а именно — смена поколений. И она должна проходить плавно. Не махом набрать молодых пацанов и кинуть их в футбольный котел. Это неправильно. Они должны вливаться в коллектив постепенно, должен быть рациональный расчет по соотношению опытных и молодых. В России есть футбольные таланты, просто нужно их вовремя заметить. Здесь важно тренерское чутье: умение увидеть перспективу в том или ином игроке, порой даже в футболисте, на котором, может быть, и крест уже поставили.
На мой взгляд, не обязательно быть очень молодым. Кстати, Станислав Черчесов в паспорт игрокам не смотрит. И если футболист его устраивает, и он хорошо играет, почему в 30 или в 32 года его нужно непременно списывать? Есть такие примеры, когда люди играют и до 40 лет. Вот, например, итальянский футболист Франческо Тотти.
Если профессионал правильно относится к режиму и своему здоровью, если у него правильный настрой — все возможно.
Увертюра для сборной России
Вот для этого правильного настроя я в свое время предлагал Гусу Хиддинку ставить нашей сборной перед матчами любую симфонию Чайковского. Или, например, Торжественную увертюру "1812", ор. 49. Что касается исполнения классической музыки перед крупными матчами, насильно заставлять ничего слушать не нужно. Тем более что у каждого свои предпочтения, своя музыка, свой ритм, своя мелодия. Но я глубоко убежден: если даже далекий от классики человек послушает симфонию Чайковского или Третий, а может быть, и Второй концерт Рахманинова, он обязательно вдохновится и поймает этот романтический и патриотический лад.
Рад, что я русский
Нужно признать, что сегодня слово патриот у нас обесценилось. Но, вы знаете, когда я выхожу на сцену Карнеги-холла (концертный зал в Нью-Йорке, одна из самых престижных в мире площадок для исполнения классической музыки – прим. Welcome2018) или выступаю перед тридцатитысячной аудиторией в Голливуд-боуле в Лос-Анджелесе и играю Рахманинова, я испытываю радость от того, что я русский. Ощущать себя русским и гордиться этим - наверное, это лучшее определение патриотизма.
Я думаю, футболисты перед матчами ощущают что-то похожее, когда играет гимн России. Мне кажется, его все-таки нужно петь. Вот с какой экспрессией его исполняют игроки Франции и Италии! Конечно, у каждого свое ощущение и методы концентрации... Но если бы я был футболистом, я бы его пел.
Жду красивый атакующий футбол
Сейчас у нас курс на Кубок Конфедераций. Я его называю генеральной репетицией перед Чемпионатом мира. К нам приедут Германия — чемпион мира, сборная Португалии — чемпион Европы, сильные игроки из Чили и другие очень крепкие команды. Я бы никого не списывал со счетов. Сейчас нет слабых сборных. "Шапкозакидательство" здесь не уместно.
То же самое касается и Чемпионата мира. Но я уверен, что у Черчесова вполноги никто играть не сможет. Это будет битва. И, надеюсь, эта битва будет с красивым атакующим футболом, который так любит наш главный тренер. Опыт организации таких масштабных событий у нас есть. Я верю, что это будет лучший Чемпионат мира за всю историю.
Встретим туристов симфоническим оркестром
Я, как и миллионы болельщиков, чуть голос не сорвал, когда узнал, что ЧМ-2018 будет проходить в России. Несложно догадаться, что быть федеральным послом Чемпионата мира для меня - огромная честь.
Недавно мы начали вручать Паспорта болельщика. Очень стараюсь ничего не пропускать. Но на всех мероприятиях я чисто физически не могу присутствовать, график очень жесткий - почти живу в самолете, потому что играю 250 концертов в год.
Но у меня много идей для культурных мероприятий на время Чемпионата мира, буду их предлагать Оргкомитету ЧМ-2018. Ведь огромное количество туристов приедет не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в другие наши города. Подготовка идет полным ходом. И мне бы хотелось познакомить гостей не только со спортивной составляющей, но и с нашей музыкой, народным творчеством, театрами, музеями. Нам есть что показать.
В каждом городе есть симфонический оркестр, с помощью которого, я уверен, можно сделать мини-церемонию открытия. Пусть классическая музыка звучит через призму нашей культуры, как это было на Церемонии закрытия Олимпиады в Сочи в 2014 году. У меня до сих пор мурашки по коже пробегают, когда я вспоминаю, как сидел в самом центре, в кратере "Стадиона Фишт", играл Второй концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова и понимал, что в этот момент на меня смотрит несколько миллиардов человек. Эти ощущения так просто не передать. И церемония закрытия Олимпиады произвела сумасшедший эффект по всему миру, поэтому, на мой взгляд, на Чемпионате мира у нас тоже должна быть мощная культурная составляющая. Возможно, нужно организовать чемпионат мира среди представителей культуры, среди артистов из разных стран…
Сам я обязательно сыграю. Я уже специально заказал несколько сочинений, которые будут посвящены Чемпионату мира 2018 года. Не исключено, что я и сам что-то напишу. Но это пока секрет.
Денис Мацуев рекомендует:
•Сходить на концерт классической музыки в Большой зал Московской консерватории.
•Посетить Большой театр и Пушкинский музей.
•Заглянуть в Сандуновские бани. Я сам очень люблю именно русскую баню.
Welcome2018« назад