Мацуев прославляет Рахманинова
Многие лауреаты конкурса Чайковского так никогда и не превзошли собственного испонения во время конкурса. Но это совершенно не так в случае с Мацуевым. В 1998 году он был вундеркиндом, а спустя почти 20 лет после его победы его совершенствование не перестает удивлять. В его случае мы стали приходить не на концерты Прокофьева, Шостаковича или любого другого композитора в исполнении Мацуева, а на самого Мацуева в независимости от того, что он исполняет. Ожидания все больше и больше, но сам пианист могуч, а его руки волшебны.
Выходит Мацуев. Он совершенно естественно чувствует себя на сцене. Звучат первые ноты. Боже, я никогда не слышал ничего более прекрасного. Покачиваясь на волнах первой музыкальной темы, мы начинаем свое путешествие в удивительный лабиринт. 3й концерт Рахманинова Денис исполнял по всему миру с лучшими оркестрами и величайшими дирижерами.
Не стоит ожидать от Национального оркестра Франции гибкости, глубины и тонкого звучания Мариинского оркестра. Но Денис обладает непревзойденным умением диалога с оркестром. Его исполнение никогда не бывает ни формальным, ни одинаковым: все живет и дышит. Он не играет один и тот же концерт в одинаковой манере, а тонко чувствует зал, настроение, настрой дирижера и оркестра. Он и в этот раз точно угадывает настроение публики и предлагает изысканную и выразительную трактовку. Все просто, искренне и благородно. Каждый музыкант в оркестре ощущает, что солист не просто играет свою часть, а желает поделиться музыкальным и жизненным опытом. Каждый музыкант за своим пюпитром старается соответствовать солисту и играет на максимуме своих возможностей. Рахманинов царит в зале и каждый зритель убежден, что этот момент никогда не забудется. Какая элегантность в исполнении рискованных чередующихся нот в Интермеццо! Какая легкость смены темпов во всей последней части! Какая естественная экспрессия! Какой удивительный дар заставить каждую фразу звучать! Какая харизма! Большое количество музыкантов , и не самых плохих, просто посредники между композитором и публикой. Они гордятся тем, что играют сдержанно. Они с готовностью передают замысел композитора и подчеркивают свое нежелание за него отвечать. Редкая особенность Мацуева именно в том, что он полностью и искренне отвечает за то, что исполняет. Он не чурается никакой эмоции - с ним вместе мы ее полностью проживаем. Он воссоздает как самые тонкие и лирические, так и грандиозные и мощные эмоции и заставляет в них поверить. Мы можем только задаваться вопросами: как такой артист справляется с ношей такого сложного репертуара, с бесконечными переездами, репетициями и сменой часовых поясов? В случае обычного виртуоза мы бы рассуждали о технических достижениях, но в случае с Мацуевым этот этап давно пройден: посредством его волшебных рук в нас проникает сама Музыка!
Все три части пролетели словно миг. Зал зачаровано замер. То, что мы только услышали непостижимо: чистота и идеал. Все боятся пошевелиться, разрушить магию момента. Хочется ущипнуть себя, чтобы проверить, что это правда, и что ты только что погрузился не в воды Байкала, а в отзвуки рая Тинторетто. Аплодисменты усиливаются, превращаясь к скандирование. Мацуев возвращается, чтобы исполнить l’Etude-Tableau opus 39 n°2 Рахманинова. Это шедевр величия внутреннего мира и ощущения вечности. Мацуев и правда нас любит, раз подарил нам этот драгоценный дар. В воздухе колышется мираж и хотелось бы, что бы он длился всю ночь. Мы проживаем своего рода очищение и преображение.
Второй бис - джазовая импровизация, и, к нашему сожалению, мы понимаем, что это означает конец концерта. Мацуев особенно в ударе в своей импровизации. Он уходит, провожаемый ревом публики. Ну почему он должен уходить?! Не хочется никого обижать, но мы же все здесь только ради него! Сожаление охватывает нас после его ухода.
Сказать, что Денис Мацуев выступил триумфально и что публика была ошеломлена- недостаточно. Феномен Мацуева существенно превосходит само определение успеха. Понятно, что публика его обожает и безмерно ему благодарна. “Сверх-пианист” или скорее Архангел Денис наполняет счастьем всех, кому довелось с ним столкнуться и позволяет каждому обрести себя. В этот самый момент, когда я это пишу, Москва восторженно приветствует его. 28 он сыграет 3й концерт Бетховена в Болонье: вы можете представить себе мое отчаяние! И я воображаю Мацуева, исполняющего 5й концерт: Император! Несомненно, Токио завершает подготовку к церемонии встречи, Лондон - в нетерпении, Берлин составляет расписание на дни его пребывания, Мадрид трепещет от радости, а Париж волнуется “ А когда же следующий приезд?”. Мацуев - это самое яркое проявление Музыки и Искусства, которое только можно найти. Он и благословение, и зависимость одновременно. И все мои поиски в расписаниях всех возможных концертных залов в Париже заканчиваются этими ужасными словами “ В данное время концертов Дениса Мацуева не запланировано”. Он уезжает и мы даже не знаем когда он вернется. Это возмутительно.
Paris, janvier 2017
« назад