ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА ЧАЙКОВСКОГО ДЕНИС МАЦУЕВ ТРИУМФАЛЬНО ВЫСТУПИЛ С РАЗНООБРАЗНЫМ РЕПЕРТУАРОМ

30 октября 2016

После победы на 11-м конкурсе пианистов имени Чайковского в 1998 году Денис Мацуев стал высоко востребованным в престижных концертах с музыкой Чайковского, Рахманинова и Прокофьева, где его мощь и виртуозность могли проявить себя в полной мере. Тем не менее, многие из нас терпеливо ждали, чтобы оценить его артистизм в более разнообразном репертуаре. Этот сольный концерт полностью ответил на этот вызов: в нём прозвучало три серьёзных фортепианных произведения, начиная Бетховеном и Шуманом, заканчивая Прокофьевым, наряду с небольшими произведениями. В целом, этот концерт прошёл с огромным успехом, раскрывая более четко понимание исполнителем линий и контраста, его тонкое восприятие красоты, и диапазон его музыкальной палитры – от нежной деликатности до знаменитой мацуевской мощи и тональной харизмы. Возможно из-за этого его исполнение Седьмой сонаты Прокофьева грандиозным. Одно из лучших из тех, которые я слышал за последние годы.

Удивительно, как много молодых пианистов становятся одержимыми последними сонатами Бетховена в наши дни, и Мацуев не является исключением. Концерт начался с довольно красивого исполнения предпоследней Сонаты № 31, возможно, солист и не погрузился на полную глубин в ней, но сумел продемонстрировать очень продуманный баланс и цельность. Кому-то первая часть могла показаться чуть более прохладной и красивой по сравнению с более обсуждаемыми интерпретациями экзальтированных мастеров прошлого, но подход Мацуева позволил произведению вылиться в приятный восторженный поток и содержал много чувствительной, нежной игрой. По духу он звучал «романтично» и я иногда ловил себя на мысли о Шумане. Последующая часть Allegro была прекрасно структурирована, с очень тонкой ритмической артикуляцией и цветом, и при этом с правильной добавленной дозой "сумасшествия". Переход к великой фуге последней части, возможно, был чуть более медленным и погружённым в себя, но это, безусловно, свидетельство прекрасной концентрации солиста; сама фуга бесспорно и элегантно сочеталась со знаменитыми туше русской школы. В то время как последние «молотобойные» аккорды прозвучали мягче и им не было придано отдельного серьёзного внимания. В конце это было компенсировано наэлектризованным видением движения композитора к контрапункту.

Мацуевский полный глубокий тон и ощущение покоя превратило первую часть Симфонических этюдов Шумана в совершенство, представив исполнение с широким диапазоном музыкальных средств от мощи до деликатности. Временами я думал, что энергичные моменты в исполнении пианиста были немного слишком мощными и выразительными, но он чередовал их так красиво с моментами нежного очарования и каприза, что я совершенно согласился с его интерпретацией «воздушного» Шумана, подверженного резким перепадам настроения. То, что открыл в этом произведении Мацуев, это опьяняющая радость, которую Шуман мог чувствовать, почти буйная радость, если судить по выбранной в некоторых моментах скорости. Тем не менее, так же быстро, буйная радость может смениться абсолютной мечтательностью, погружающей слушателя в медитативное созерцание и эмоциональное отстранение. Я нахожу, что это было нежное и глубоко прочувствованное прочтение, и хотя заключительный этюд, возможно, был исполнен с более сильной, чем обычно, мощью и виртуозностью, я думаю, это было уместно - и действительно захватывающе - в данном случае.

Исполнение Мацуевым Седьмой сонаты Прокофьева стало кульминацией вечера. Мы всегда видели возможность в полной мере показать техническую виртуозность игры в этом произведении, но найти истинный баланс и смысл в данном случае не всем удаётся. Мацуев дал мощную интерпретацию, и при этом продемонстрировал огромную точность и безупречное ощущение степени значимости каждого момента, где это было необходимо.

Тем не менее, неотразимым выглядел талант пианиста в выстраивании смыслового каркаса произведения и его способность так естественно сочетать демоническую силу произведения с его горькой лирической легкостью. Редко мне удавалось услышать это произведение столь цельным. Открывающее Аллегро получило наиболее свободное толкование, которое позволило найти единственно правильный момент, когда нужно было продемонстрировать слияние в одно целое напористую, мощную атаку с горько-сладкими размышлениями. Более мягкая игра была особенно привлекательной. В Andante пианисту удалось показать завидную романтическую легкость и чувствительность, до того, как они вылились в действительно яркую страсть. Precipitato является шедевром виртуозной музыки, и демонстрация Мацуевым скорости, мощи и жуткой точности была просто ошеломляющей. Всё выступление было неотразимым и характерным для этого музыканта.

Из более коротких произведений, я наслаждался непринуждённой интерпретацией пианистом Мефисто вальса Ф. Листа. Конечно, были какие-то наэлектризованные моменты, но именно внутренняя продуманность, разнообразие музыкального языка и богатство пианистической палитры сделал это исполнение особенным. Там не было никакого намека на игру на публику. Я также наслаждался «Размышлением» П. Чайковского, это очень русское по сути произведение позволило Мацуеву упиваться своими эмоциями, но при этом продемонстрировать необычную элегантность и изысканность. Естественно, были исполнения на бис, и они включали ряд фирменных «фишек» Мацуева: очаровательную «Музыкальную табакерку» Лядова, Этюд Op. 76 № 2 Сибелиуса, и поразительную собственную джазовую импровизацию.

Последняя была просто потрясающей, как пример джазового пианизма: изобретательно изменяемая, ритмически продуманная и с завораживающе высоким уровнем концентрации на протяжении всего произведения. Что поразило меня в этом сольном концерте, это то, насколько широк круг вещей, которые Денис Мацуев может делать прекрасно (и так естественно) и насколько серьезно он относится к музыке и своей профессии. Этот уже прославленный молодой пианист явно наделён сверхчеловеческой силой и великолепия исполнения, когда это необходимо, но очевидно, что его мастерство не зависит от этого: у него есть много более тонких и менее заметных с первого взгляда талантов, которые делают его превосходным художником.

Джефри Ньюман

https://www.vanclassicalmusic.com/tchaikovsky-competition-winner-denis-matsuev-triumphs-in-a-wideranging-recital


« назад