"Мацуев во Дворце искусств"
Очевидно, что главное оружие Мацуева – его сила. Энергия, вырабатываемая его мощным телосложением, одновременно сочетающаяся с музыкальностью, закладывает почти идеальное основание для интерпретации определенных пьес, в том числе нескольких произведений Листа.
Это настоящий подарок или, можно даже сказать, подарки (потому что их три), щедро дарованные тем, кому посчастливилось посетить концерт 22 октября в честь двухсотлетия со дня рождения Ференца Листа во Дворце искусств и послушать выступление русского пианиста, которого все еще называют молодым артистом. Его фирменные сила, энергия и динамизм были отмечены многими, но, к счастью, Денис Мацуев естественным образом эволюционирует и изменяется. Основная масса отзывов о его предыдуших концертах в Венгрии подчеркивает, с одной стороны, его уникальное мастерство, добавляя при этом, что важные элементы и детали остались недооцененными в тени его динамичности и энергии. Возможно, это были те самые нюансы и пассажи; русскому пианисту несколько не хватало демонстрации истинной сути, но есть и несколько других аспектов, о которых мы хотели бы и должны поговорить.В первую часть концерта вошли два произведения, Концерт для фортепиано с оркестром №1 ми-мажор и «Пляска смерти», представляющая собой особое измерение даже в рамках наследия Листа. Но пойдем по порядку. Нам представляется, что Концерт для фортепиано с оркестром №1 был исполнен в самой что ни на есть зрелой манере (сложно сказать, прибавило ли это успеха вечеру или нет). Я думаю, что причина кроется отчасти в самой музыкальной композиции, потому что главная тема присутствует практически от начала и до конца, чрезвычайно единообразная структура обеспечивает определенную устойчивость и добавляет (или может добавить) уверенности исполнителю. Помимо вышеуказанных характеристик, второй, медленный фрагмент был вполне утонченным. Несмотря на то, что до этого я имел удовольствие слушать живое выступление Мацуева только один раз, на этот раз он лучше убедил меня в том, что он может не «только» скрывать нюансы в тени своей энергии, но и выносить суть на поверхность, и даже более, околдовывать. «Пляска смерти», однако, была менее однородной, но разве это могло быть иначе? Конечно, это относится не к самому произведению, а, скорее, к манере исполнения второй половины его первой части. Начало и конец обеспечили произведению устойчивый каркас, но оркестр временами колебался, что происходило, вероятно, за счет темпа, диктуемого пианистом. В отличие от Концерта для фортепиано №1, над этим произведением доминировали вариации Дениса Мацуева на тему, и исполнение мелких нюансов было менее зрелым, чем ранее, хотя в этом случае это не следует расценивать как изъян. Он взрывался невероятной силой каждый раз, когда это было необходимо, и удерживал полный контроль на протяжении всей игры. Чередующиеся вариации и взрывной финал дали Мацуеву отличную возможность продемонстрировать свои доминанты и глиссандо, что, наряду с сопровождающими их жестами, послужило словно доказательством того, почему он выбрал именно эти сочинения для празднования двухсотлетнего юбилея. Было настоящим наслаждением наблюдать, как он полностью отключившись от внешнего мира, своевременно отвечал тонко выстроенной игре Симфонического оркестра «Дунай». Во время антракта можно увидеть реакцию людей, выяснить их мнение о выступлении и догадаться о впечатлениях тех, с кем встречаешься. Должен добавить, что я видел не много скучающих лиц в этот вечер.Энергичное возвращение пианиста на сцену было встречено шквалом аплодисментов. Он продолжил выступление с той же энергией, но казалось, что Концерт для фортепиано с оркестром №2 ля-мажор, особенно его первые фрагменты, менее подходят его характеру, по сравнению с Концертом №1 и «Пляской смерти». Он задавал невероятный темп на протяжении всего вечера. Едва мы успели осознать это, Концерт для фортепиано с оркестром №2 был окончен – конечно, с благодарным громом оваций.Многие из нас, возможно, пытались угадать перед концертом, какими произведениями побалует нас Мацуев во время выходов на бис, потому что выходы на бис с его реинтерпретациями и джазом являются событием внутри события, и в этот вечер именно так и произошло. Он сыграл Лядова и Скрябина, что звучало очень обнадеживающе, а также заставляло задуматься о его намеренном выборе контрастирующих пьес, которые временами были почти игривы или похожи на юмореску. Последнее произведение из «Пера Гюнта» Грига («В пещере горного короля») было исполнено в очень уникальной интерпретации. Он совершенно покорил нас своим исполнением и уверенным обращением с инструментом.Несмотря на шквал стоячих оваций, русский музыкант не вернулся пятый раз на бис в Национальном концертном зале им.Б.Бартока, но потом он с удовольствием подписал сувениры с концерта.
Mátyás Szöllösi, Kultúra.hu
« назад