Денис Мацуев: Бренд победителя - это огромная ответственность
Уже ясно, что Первый международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Дениса Мацуева в Москве стал сенсацией в музыкальном мире. Суть ее не в том, что все услышали вундеркиндов из разных стран, а в реальных итогах конкурса. Grand Piano дал возможность увидеть поколение новых музыкантов, которые выходят на концертный рынок, почувствовать ценности разных фортепианных школ, а главное - самим участникам ощущать себя не конкурентами в музыкальном мире, а единой командой. В этом - абсолютно новое качество московского конкурса. Итоги первого Grand Piano для "Российской газеты" прокомментировал его худрук Денис Мацуев
Как это вышло - два Гран-при и семь лауреатов? Все ваши решения оказались поперек вашего же регламента?
Денис Мацуев: А я - за такое нарушение регламента! Это происходит на всех моих конкурсах. В Астане, например, у меня было четыре первых премии в младшей группе, потому что невозможно было их делить: каждый из юных музыкантов был дорог мне. И сейчас в Москве я предложил сделать не пять, а семь лауреатств - так сердце мое говорило. И члены жюри меня поддержали. Я все время повторяю: любой мой конкурс имеет приставку "фестиваль", и распределение наград - это формальность. Некоторые дипломанты получили на нашем конкурсе даже больше, чем лауреаты: это бесценные спецпризы - работа с выдающимися российскими дирижерами, участие в фестивалях, записи CD, стажировки, концерты в Вербье, в Токио, в Америке. Но высшая награда конкурса - все-таки Гран-при. И наши победители - Саша Малофеев и Сандро Небиеридзе - стали настоящим открытием для всего мира. Почему я горжусь этими двумя гран-при? Потому что почти на каждом конкурсе возникает вопрос: давать или нет первую премию? И даже последние конкурсы Чайковского не были исключением. А у нас, наоборот, стоял вопрос: сколько давать Гран-при? Это и показывает, какого уровня наш конкурс.
Какая аудитория была у конкурса? Как прошли трансляции?
Денис Мацуев: Если говорить о мировом охвате, то наши трансляции смотрели сотни тысяч человек, и все еще продолжают смотреть. Сигнал нам давали Medici.tv, а канал "Культура" предоставили ПТС (передвижную телевизионную станцию), команду операторов и звукорежиссеров. Соцсети просто рухнули в эти дни: у всех было потрясение и шок от того, что слышали. Ни один юный пианист не то, что не сбился, но в какие-то моменты от этой игры было не по себе: как вообще возможно выходить в таком возрасте на сцену Большого зала консерватории и играть с Госоркестром им. Е.Ф. Светланова в прямом эфире! Александру Сладковскому с оркестром - отдельное спасибо: они не просто аккомпанировали, а были соучастниками потрясающего процесса и сыграли 15 разных аккомпанементов с разными солистами за кратчайшее время репетиций. А музыканты Госоркестра подходили и говорили, что такого даже на Конкурсе Чайковского не слышали. Я и сам заряжался игрой наших пианистов так, что после прослушиваний бежал домой к инструменту и занимался по несколько часов.
Теперь все говорят: гениально, потрясающе, но что с ними будет дальше?
Денис Мацуев: Именно, что дальше, если в 12-летнем возрасте китайский пианист Тинхун Ляо уже так играет Концерт Шумана, а Ольга Иваненко в свои 11 лет - блестящая пианистка? Мы, кстати, позвали ее в Анси играть со мной Тройной концерт Моцарта. А 12-летняя Варя Кутузова будет играть сольный концерт в Геликон-опере - спец-приз от Дмитрия Бертмана, поставившего нам церемонии открытия и закрытия конкурса. А Владик Хандогий из Беларуси? Мне очень жаль, что он не стал лауреатом, но он получил потрясающие спецпризы: участие в фестивале в Анси, концерт с Юрием Башметом, запись CD на "Мелодии", участие в моих проектах. Я давно знаю его и вижу, как он здорово развивается. И в таком возрасте он рискнул играть в третьем туре Второй концерт Рахманинова в Большом зале консерватории! А это очень неудобный для конкурса концерт, требующий полной сыгранности с оркестром. Я уверен, что Владика ждет огромное будущее. Так же, как и Илью Ломтатидзе из Грузии, которого я считаю выдающимся талантом. В 12 лет он играет любой репертуар, причем - блестяще. И Иван Бессонов из Петербурга - уникальное явление, универсальный музыкант. В третьем туре он играл концерт Моцарта. Но как он играл в первом туре Прокофьева, фантазию-экспромт Шопена - совершенно неизведанные, глубинные вещи, которые просто поразили меня и всех членов жюри! На лица жюри надо было вообще ставить во время конкурса отдельную камеру.
Поразительно, но и в сольном туре, и в туре с симфоническим оркестром у юных конкурсантов не ощущалось никакой стрессовости в игре. Этому есть объяснение?
Денис Мацуев: По поводу их нервов скажу, что у нас была совершенно уникальная атмосфера. Все, кто сидели в зале, получали удовольствие от их игры, в том числе, и члены жюри, которые стали первыми фанатами этих ребят. После обсуждения результатов каждый из членов жюри попросил слово, и все они - Сергей Доренский, Арье Варди, Ванесса Латарш, Мартин Энгстрём, Валерий Пясецкий, Хёнджун Чан - говорили, что сидели на разных конкурсах, но никогда ничего подобного не слышали. Их просто потрясло удивительное самообладание и концентрация юных музыкантов. Но, конечно, их пока надо контролировать, дозировать выступления, иметь к каждому свой подход, правильно подбирать репертуар. Критический возраст у ранних талантов наступает обычно в 15-16 лет, когда становится понятно, развиваются они дальше или останавливаются. И может так сложиться, что у кого-то расцвет случился именно сейчас. Так бывает: Оскар Питерсон играл свои лучшие концерты в 50 лет, Горовиц - в 75, а кто-то в 12 играл так, как больше уже никогда не сыграл. Это тонкая история. И мы, безусловно, будем в контакте и с их педагогами, и с родителям. Родители ведь - это тоже достаточно хрупкий организм: у некоторых из них звездная болезнь наступает раньше, чем у их самородков.
Что хотелось бы передать из своего опыта юным пианистам?
Денис Мацуев: Всем им надо понимать, что каждый раз, выходя на сцену, тем более, с титулами лауреата Grand Piano или Конкурса Чайковского, надо играть так, как в последний раз, отдаваться на 150 процентов. И я знаю примеры, когда лауреаты последних Конкурсов Чайковского не все свои концерты проводили на высоком уровне, считая, что раз они лауреаты, то достаточно выучить концерт за неделю, приехать в знаменитый концертный зал, забитый до отказа, и просто сыграть. Но одно-два таких проходных выступления, и все может закончиться в одно мгновение: тебя больше не пригласят, пойдет слух, и точка. Бренд победителя - это огромная ответственность. Расслабляться нельзя: каждый концерт должен быть триумфом. Если уже вы вошли в эту историю, если вам дали шанс, вы его не должны упустить. Ну, а мы будем продолжать наш конкурс. Второй Grand Piano состоится через два года, в канун Чемпионата мира по футболу.
Прямая речь
Сандро Небиеридзе (Грузия), обладатель Гран-при Первого конкурса Grand Piano:
- Когда мы узнали про новый конкурс в Москве, я очень захотел здесь выступить. Я уже участвовал в проектах Дениса Леонидовича в Астане в 2015 году и в 2013 году Киеве. Но в Москве в жюри собрались такие знаменитые музыканты, что очень захотелось перед ними сыграть. В сольном туре я исполнил свою Сонату №1. Композицией занимаюсь уже несколько лет, и у меня есть Фортепианный концерт, посвященный Прокофьеву, камерная опера на сюжет грузинской сказки, которую обещали поставить на фестивале в Аугсбурге в 2017 году. По заказу фестиваля пишу сейчас Трио для фортепиано. Мой педагог по фортепиано - профессор Тбилисской консерватории Лали Саникидзе. Она закончила Гнесинский институт, и во время конкурса мы приходили в ее класс, были в музее института. По ее совету я начал два года назад учить русский язык, чтобы читать русскую классическую литературу. Пока, правда, лучше говорю по-английски. Но я очень рад, что впервые приехал в Москву. Здесь на конкурсе такая хорошая атмосфера: мы все общаемся, дружим. Многих из тех, кого я знаю по прежним конкурсам Дениса Мацуева, я снова встретил в Москве.
Ирина Муравьёва
« назад