Пылкий и искренний Денис Мацуев
В национальной академии Св. Чечилии состоялся сольный концерт талантливейшего русского музыканта Дениса Мацуева, которого итальянская аудитория не слышала с марта 2014 года. Сегодня Мацуев представляет нашему вниманию программу, похожую на свое прошлое выступление. В ней фигурируют Чайковский, Рахманинов, а также первый «Мефисто-вальс» Листа, коронное произведение Дениса Мацуева. Единственное в строгом смысле слова романтическое ответвление – «Крейслериана» Шумана. Превосходный музыкальный вечер завершается множеством бисов и фейерверком в стиле Дениса Мацуева.
Рим, 24 февраля 2016 года – Прошло два года с тех пор как выразительный Денис Мацуев стремительной и широкой походкой появился на сцене Академии Св. Чечилии. Он возвращается в атмосфере, казалось бы, слишком сдержанной для того, чтобы публика могла в должной мере отдать честь его таланту. Ценители, жаждущие аплодировать русскому артисту, многочисленны. Скромный, застенчивый, Денис Мацуев выходит на сцену широкими и уверенными шагами: его длинный черный фрак скрывает хорошо сложенного «гиганта» фортепиано, Посла Доброй Воли ЮНЕСКО, вносящего личный вклад в распространение традиций русской музыкальной школы.
Денис решает представить зрителю программу, которая хронологически и географически пересекает основные этапы романтизма и позднего романтизма фортепианных произведений. Он начинает с автобиографической романтической ноты Роберта Шумана, «Крейслерианы», оp. 16. Его исполнение Шумана – очень насыщенное и пылкое, выходящее за рамки немецкого оригинала, в особенности в отдельных отрывках произведения. Но в этом исполнении и есть искусство Дениса Мацуева, его характерная черта: невозможно требовать от тигра или льва предать забвению собственный инстинкт. Его «кошачьи» пассажи проявляются и в нежности Sehr Langsam (в 4 и 6 частях, где он стремительно переходит от черного к белому, избегая полутонов), а также в последнем загадочном отрывке Schnell und spielend, где он сочетает мягкость и чуткость с волей к полету. Но настоящего Дениса Мацуева, который пролетает по клавишам фортепиано стремительно, словно рассекающий воздух взмах саблей, и с хирургической точностью исполняет самые сложные пассажи (сохраняя в то же самое время внушительную скорость игры) мы можем услышать в композиции Ausserst bewegt (1), неустанном биении терцин Sehr aufgeregt (3). Все это удивительно синтезируется в произведение Sehr innig, где Мацуев не поддается искушению увлечься «пианизмом». Русский исполнитель точно выражает внутреннюю боль Шумана, искренность и романтизм, нежную и фрагментарную, будто состоящую из осколков, психику немецкого композитора. В конце концов, Крейслериана является психологическим романом с трагическим эпилогом. Шуман стремился к поиску звука, окрашенному мельчайшими переливающимися оттенками цветов, все же по-своему меркнущими, «закатными». Возможно, Раду Лупу и Марта Аргерих остались непревзойденными исполнителями Шумана, однако и Денис Мацуев в своем исполнении дарит нам настоящее Sturm und Drang в понимании Шумана.
Что касается «Мефисто-вальса» № 1 (S. 514) Ференца Листа (который Денис также исполнил в 2014 году), то в этом произведении Мацуев может позволить себе предаться своему пылкому искреннему исполнению. Вальс звучал превосходно. Удивительная чистота громких звуков, великолепное звучание скандируемых отрывков, ударное ощущение «дьявольского» танца, приправленное различными украшениями (трелями, неожиданными гаммами), которые делают партитуру сложнейшей для исполнения. Именно эта глубочайшая виртуозность и является визитной карточкой Дениса Мацуева. А как же он умеет менять краски в лирических отступлениях! Он позволяет зрителю ощутить это в любовном интермеццо между Фаустом и Маргаритой.
Во второй части концерта представлены русские композиторы. Денис чувствует себя свободно, исполняя произведения своих любимых авторов. Он начинает с двух отрывков Чайковского. Денис Мацуев умеет быть нежным, – эту черту он открывает зрителю в тонком и личном исполнении Meditation op. 72 №5. Конечно, исполняя крещендо, он все так же проявляет свою пылкую исполнительскую манеру, возможно, слишком резкую для характера этого произведения. Завершается отрывок pianissimo, теряясь в длинном ряду финальных трелей. Невероятную естественность Денис щедро демонстрирует в исполнении первой части Dumka op. 59: полная грусти, ностальгически прозрачная и непринужденная в своей патетике. В свободном крестьянском танце в полной мере проявляется перкуссионный талант исполнителя (он не может не ударять левой ногой в такт, будучи соучастником в минутах отдыха русских крестьян). Финал произведения представляет слушателю размышления о тяготах крестьянской жизни.
Тем временем Денис Мацуев сразу же готов окунуться в Сергея Рахманинова, своего композитора-кумира. Прелюдия op. 23 №5 оказывается энергичной с самых первых грохочущих пассажей: практически насмешливый и сардонический марш, привлекательный своим двусмысленным психологизмом, типичным для двадцатого века. Мацуев уверенно чувствует себя, синкопируя и используя смелые ритмические приемы, однако исполнение получается менее двойственным и глубоким по сравнению с другими музыкантами – Горовицем и Рихтером, например. Прелюдия op. 32 №12 исполнена хороша, в ней Мацуев также старается сделать звук максимально чистым. Конечно, довольно сложно выдержать сравнение с исполнением самого композитора (знакомое нам из звукозаписи Сергея Рахманинова 1921 года), которое перемещает слушателя в сумрачное и напряженное измерение. Соната №2 си бемоль минор op. 36 (в сокращенной и упрощенной версии, которую Рахманинов подготовил в 1931 году, скрупулезно дорабатывая произведения, которые он считал юношескими изъянами) еще более подходит Денису Мацуеву, это произведение он чувствует лучше остальных, наряду с «Мефисто-вальсом». Порывистость и взволнованность сменяют друг друга в естественном глубоком, даже «мышечном» пианизме. Впрочем, Денис Мацуев исполняет это произведение с закрытыми глазами, чувствует его «своим»: оно очень часто появляется в программах его концертах. Насыщенность, сила и эмоциональность делают это исполнение незабываемым, многие в Ассизи поднимаются, чтобы поблагодарить исполнителя аплодисментами стоя. Три женщины дарят Мацуеву прекрасные букеты цветов. Публика не прекращает аплодировать, и Денис Мацуев благодарит зрителей привычной серией бисов: детской Музыкальной шкатулкой Анатолия Лядова, этюдом Сибелиуса op. 76 №2, этюдом Скрябина op. 8 №12 и джазовой импровизацией.
Стефано Чеккарелли
Apemusicale.it« назад