Блаженство и исступление
Денис Мацуев – пианист, равных которому сейчас нет на планете, да и в истории фортепиано таких, как он найдётся немного. Он совмещает техническую лёгкость за гранью понимания, настоящее чувство звука и (вишенка на торте) душу. Эту русскую душу, в которой сочетаются щедрость, эмоциональность и чрезмерность.
Мацуев – артист, не знающий пределов, и он не играет роль (не лицедействует), он таков на самом деле. Я уже писал, что знавал только одного артиста подобного масштаба – Евгения Светланова. Светланов был невероятным дирижёром. Мацуев – невероятный пианист.
Более всего его пианистические, музыкальные и человеческие качества раскрываются в исполнении Рахманинова. Я возвращаюсь к Светланову и расскажу историю, которую мне поведал один из его коллег. Демиург бывшего Государственного оркестра СССР, не отказывающий себе в горячительных напитках, однажды сказал ему: «Я должен сказать тебе что-то важное. Мне кажется, что во мне живёт Рахманинов».
Это именно то, что я почувствовал в воскресенье в Maison Symphonique. Я видел перед собой уникального музыканта, в котором живёт Рахманинов: его чувства, его порывы, его мощь, его видение. Мацуев не только самый великий исполнитель Рахманинова нашего времени; я искренне убеждён, что он величайший его исполнитель за всю историю, включая Горовица.
Не нужно ошибаться по поводу Мацуева. Несмотря на огромную физическую силу, его игра – это не только сильное туше. Безусловно, он способен на нереальные децибелы, но его звук глубок и наполнен изнутри (богат). Его «симфоническое» звучание всегда внимательно к качеству звука, его продолжительности (очень длительной) и его затуханию (всегда безупречно). Невероятно интересно было наблюдать за его исполнением Второй сонаты Рахманинова, особенно за поющим рисунком левой руки, где все остальные играют только чёткий контур.
Мацуев любит исполнять «Музыкальную табакерку» Лядова, чтобы отметить утончённость своей игры. Он исполнил её первым бисом. Далее последовали Этюд Сибелиуса, Этюд Скрябина и ставшая традиционной джазовая импровизация.
Кристоф Хасс
Le Devoir« назад