Концерт в Минске

9 декабря 2015

Всемирно известный музыкант в последнее время в Минске бывает регулярно. В следующий понедельник - его сольный концерт во Дворце республики. Накануне Денис Мацуев ответил на вопросы «Комсомолки»

- Успех и слава к вам пришли достаточно рано. Вас называли в детстве вундеркиндом?

- Да, называли, я прошёл через это. Но, тем не менее, у меня было абсолютно нормальное детство. Я очень быстро учил новую музыку, играл концерты с семилетнего возраста на сцене, и мне всегда это нравилось, поэтому, наверное, удалось соблюсти баланс между занятиями музыкой и обычными дворовыми играми, и футболом, и хоккеем.

- Ради вас родители круто изменили свою жизнь, переехав в Москву. Когда, в каком возрасте вы оценили их поступок?

- Я осознал это уже во время самого переезда. Решиться на такой серьёзный шаг могли только люди, которые верили в меня безусловно. В Иркутске они были на первых ролях в музыкальной жизни, переезд в Москву был огромным риском, никаких гарантий, что всё получится, тем более у классического музыканта, никто не давал.

Но, тем не менее, когда пришло понимание, что в Иркутске я достиг потолка и не смогу расти дальше как музыкант, мы все вместе решились на этот шаг. Время было не самое подходящие, «лихие девяностые», но это нужно было сделать. Родители понимали мои возможности, перспективы, понимали то, что не могли меня в то время отправить одного в Москву.

- Многие педагоги говорят, что через этап, когда ребенка нужно приковывать к инструменту, чтобы он занимался, проходят все. Был ли он у вас? И что вы посоветуете родителям, которые стоят перед выбором - настаивать на занятиях или разрешить бросить музыку?

- Нельзя предложить готовый универсальный рецепт успеха. Каждый талант - уникальное явление, единичная история, которой нужен свой особенный подход. И здесь включается искусство тех людей, которые находятся рядом с ребёнком, я говорю о родителях и педагогах. Кого-то нужно заставлять, кто-то сам сидит и его наоборот нужно отрывать от инструмента, чтобы он отдыхал…

Талантливые люди во многом зависят от таланта родителей и педагогов. Я точно знаю, что 90% своего успеха я обязан родителям, они точно знали, когда меня нужно заставлять, а когда не нужно этого делать. Если папа понимал, что я недостаточно поработал над тем или иным произведением, он просто садился за инструмент и начинал играть его, я мгновенно подбегал к нему и уже через несколько минут оттеснял отца от инструмента. Он просто знал подход ко мне. Поэтому мне хватало времени и на занятия, и на то, чтобы почитать книгу, поиграть в футбол. Мой папа любит цитировать слова Людовика XIV: «Я сделал всё что мог: я ему не мешал». Когда я буду воспитывать своих детей, надеюсь, буду делать так, как делали они.

«В репертуаре успешного пианиста должны быть минимум 40 концертов с оркестром»

- Что, по-вашему, в судьбе и карьере музыканта важнее - талант или везение? Встречали ли вы талантливых людей, которым не повезло?

- Это есть в любой профессии, не только музыканта. Но если мы говорим о музыкальной карьере пианиста, то только единицы из тысячи могут сделать большую карьеру, к сожалению. Я всегда говорю молодым: если вы начинаете заниматься на рояле и думаете о карьере, это не совсем правильно. В первую очередь нужно думать о музыке. Карьера концертирующего музыканта - это каторжный труд.

Есть несколько конкурсов, которые только дают шанс молодым людям, но не гарантируют им концерты и дальнейших достижений. В репертуаре должно быть как минимум 40 концертов с оркестром и 20 разных сольных программ, чтобы начать большую гастрольную жизнь.

Я глубоко убеждён, что если молодой человек захочет сделать классическую музыку своей судьбой и профессией, он этого добьётся. Талант видно сразу, даже без конкурсов они выделяются и становятся известными. Чего я желаю всем, с кем я общаюсь в «Новых именах» и в «Крещендо». Это наши юные искорки и молодые звёзды, которые прославляют нашу великую русскую школу. В данном случае название «русская» весьма условно, потому что я всегда подчёркиваю, что в бывших союзных республиках до сих пор общая культурная основа, база, школа преподавания, музыкальная традиция и менталитет. И где бы я ни играл: в Минске, Киеве, Астане, Ереване, Баку, Вильнюсе, Таллине, Риге, и так далее, - я обожаю эту публику, всегда называю её «наша». Тем более в Минске, родном уже для меня городе.

- Любой, кто хоть мельком познакомится с вашим расписанием, не сможет не задать вопрос: как вы выдерживаете такой бешеный темп жизни? Когда учите новые произведения?

- Для меня отдых - это быть на сцене. Когда после многочасового перелёта приезжаешь заспанный, уставший на новую концертную площадку, сцена лечит, приводит в форму. Это самый лучший допинг. Если говорим о досуге и восстановлении сил, то я предпочитаю сибирскую баню с моими лучшими друзьями ещё из Иркутска и купание в Байкале. Очень заряжает.

- Правда ли, что вы бросили курить, дав слово внуку Рахманинова?

- Слово сибиряка - закон. Я бросил курить, когда такое условие мне поставил Александр Борисович, чтобы вручить один из главных подарков в моей жизни - неизвестные произведения Рахманинова, которые я исполнил на рояле Рахманинова в Сенаре, в Швейцарии. Я не могу сказать, что я тогда был настоящим курильщиком, баловался, не всерьёз, так что со стороны Александра Борисовича это было скорее шуточное условие. Но тот визит внука Рахманинова в мою артистическую был одним из знаковых событий в моей жизни.

«Мой график расписан до 2020 года»

- Если находится свободное время, на что вы его тратите? Можно ли вас представить в ночном клубе с техно-музыкой или на концерте шансона?

- Я человек разносторонний, могу появиться где угодно, но если говорить про свободное время, его нет. В принципе отсутствует как класс. Мой график расписан полностью до 2020 года. Я люблю всё талантливое, я могу появиться в ночном клубе, главное, чтобы была достойная компания, но при этом мне не нравится громкая долбящая музыка. Скорее окажусь в джазовом клубе, где-нибудь в Нью-Йорке, в Европе или в России. На концерт же шансона я вряд ли попаду когда-либо.

- В детстве вас поддерживали «Новые имена», сегодня вы поддерживаете юные дарования. В прошлом году на концерте в Минске вы сказали, что подумываете о какой-то программе для детей и в Беларуси.

- Я очень чту новоимёнские традиции. Что касается Минска, здесь есть яркий пример - появление Владислав Хандогий, который победил у меня на конкурсе в Астане и на конкурсе «Щелкунчик». Я приглашал его для выступления на многие свои фестивали, и куда бы он ни приехал, везде его ждал огромный успех. Когда он вышел на сцену в Астане, все члены жюри (самые знаменитые профессора, педагоги, пианисты со всего мира) были поражены его искренностью, свободой исполнения и аристократическим звучанием. Это будущее Беларуси. Я не боюсь его перехвалить, у него замечательный педагог, он сам очень глубокий, начитанный серьёзный парень, который обожает сцену и растёт с каждым годом как профессионал. Этот пример - показатель того, что нам нужно теснее общаться с белорусскими преподавателями, школами, консерваторией. Сейчас мы начинаем совместный проект. Особенно большие планы у нас по линии «Новых имён». И я пригласил Владислава на мой концерт в Минске. Это будет новогодний подарок, наша программа «И классика, и джаз».

Белохвостик Надежда,

Комсомольская правда


« назад