Блог №133
После нашего с маэстро Гергиевым видеопоздравления с Днём Победы хочу поделиться с вами ещё и своими ни с чем не сравнимыми впечатлениями от сегодняшнего концерта в зале «Зарядье». На пресс-конференции в ТАСС перед открытием конкурса Grand Piano Competition я рассказал анекдот о концертном курьёзе. Пианисту из этой истории перед концертом сказали, что будет исполняться Второй концерт Рахманинова, а дирижёр был уверен, что играть будут Третий концерт Рахманинова. И вот они встретились на репетиции. Вы знаете, что Второй концерт Рахманинова начинается с вступления фортепиано, а Третий концерт начинается с оркестрового вступления. Солист показывает дирижёру «пожалуйста, начинайте». Дирижёр же обращается к пианисту и говорит ему: «Начинайте, пожалуйста». И так продолжалось минут 20, пока они, наконец, не выяснили, что собираются играть разные концерты. Кто же мог тогда подумать, что я таким образом «накаркаю» себе такое весёлое нервное состояние сегодня? В 15.00 в зале Зарядье 9 мая у меня был запланирован концерт с маэстро Гергиевым и оркестром Мариинского театра, где я, по моему глубокому убеждению, должен был исполнять Второй концерт Рахманинова. Это произведение мы с Валерием Абисаловичем играли многократно и в последний раз мы выходили с ним на сцену совсем недавно. Поэтому я спокойно ожидал начала концерта в своей артистической.
Минут за 20 до начала ко мне зашёл инспектор оркестра, чтобы проговорить порядок исполнения произведений. Он сказал, что сначала будет исполняться Девятая симфония Шостаковича, а потом - Третий концерт Рахманинова. Он сказал это буднично, вскользь - всё же обговорено заранее. И тут у меня немного задёргался глаз. Я осторожно переспросил его: «Простите, какой концерт?», - надеясь, что просто ослышался или что инспектор оговорился. Он повторил: «Третий». Напоминаю, это было за 20 минут до начала собственно концерта. Ноты, естественно, достать невозможно, все в отпусках, библиотеки закрыты и даже распечатать копии негде. На выяснение причин накладки и поиска виновных времени и не было. Нужно было просто идти в бой. Третий Рахманинова я играл в последний раз пять месяцев назад. Но с Третьим Рахманинова история такая, что даже если играл его всего две недели назад, и вдруг нужно выходить с ним на сцену без подготовки через пару минут – получаешь всю гамму своеобразных состояний. Представьте, что за эти оставшиеся до концерта 7-8 минут необходимо войти в ощущение Третьего концерта и заново прочувствовать все его 55000 нот на фортепиано в артистической. Если бы не наш с Валерием Абисаловичем контакт с этой гениальной музыкой, которую мы играли действительно огромное количество раз и не наша с ним привычка почти не репетировать его перед выходом на сцену, чтобы не потерять ощущение живого со-творчества, не уверен, как бы всё прошло. Так что состояние у меня было весьма своеобразное. Но я всегда говорю, что в экстремальных случаях рождается что-то совершенно новое, интересное, неизведанное. Поэтому благодарю всех за поддержку. И ещё раз всех с Днём Победы!
Ваш, Денис Мацуев
« назад