Блог №129
На днях 80 лет исполнилось Андрею Миронову. Моя история, связанная с этим великим актёром, случилась 34 года назад. Этот день я помню так хорошо, как будто всё произошло вчера. Мне было 10 лет. Иркутск. Мой папа тогда заведовал музыкальной частью в Театре им. Охлопкова и работал в театральном училище. Папа преподавал там 6-7 предметов, включая сценическую речь, ритмику, сам ставил спектакли. И так получилось, что он сумел договориться о творческой встрече студентов-актёров с Андреем Александровичем Мироновым, словив того в театре на репетиции. Тогда было общепринятой практикой для ведущих театров - периодически выезжать на гастроли по всей стране, минимум на месяц. То есть каждое лето в наш город приезжал какой-то знаменитый театр: Театр Сатиры, Моссовета, Современник… Тот случай с Галиной Волчек, которая не пустила меня в своё время на спектакль «Спешите делать добро», тоже произошёл во время таких гастролей. Мы потом вспоминали об этом с Галиной Борисовной в Москве, когда уже подружились. Но сейчас речь о Миронове. Итак, мой папа попросил его прийти в театральное училище на творческую встречу со студентами и педагогами. Чтобы вы понимали всю уникальность происходящего, необходимо пояснить один момент. Зал театрального училища вмещал человек 60-70. Можете себе представить, если бы стало широко известно, что Миронов приходит на творческую встречу? Там бы разнесли всё театральное училище, к слову очень симпатичное старое здание. Поэтому мероприятие было строго засекречено.
Я много раз размышлял о том, кого из современных и популярных сейчас актёров в России ждали бы с таким трепетом на творческой встрече. И, к сожалению, я таких имён не нахожу. Это не упрёк нынешним звёздам, надо просто понимать, что такое Миронов как явление для того времени. Я, десятилетний, знал все его картины и работы. Не только те, что были на слуху, такие как «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев» и все комедии, но и «Фантазии Фарятьева», и даже «Мой друг Иван Лапшин», который уже вышел к тому времени. Миронов там сыграл абсолютно трагическую роль.
Невероятное чувство - ожидание встречи с настоящим кумиром. Накалённый воздух в малюсеньком зале и полная тишина. Все замерли в предвкушении его выхода и последующего живого импровизированного разговора. И вот когда он появился, зал вскочил на ноги. А дальше несколько минут был искренний ор с аплодисментами. Он был в кожаной куртке. Стоял, смотрел на всех спокойно. Ощущение какого-то счастья невероятного. Вот он, рядом с тобой, тот самый Миронов.
Первое, что он сказал тогда, было: «Слушайте, какой у вас здесь уютный зал. Сейчас строят такие огромные залы, и никто туда не ходит, а у вас здесь так уютно». И началась абсолютно спонтанная, импровизированная встреча. Он владел чувством времени идеально. Обаяние, конечно, сумасшедшее. Он читал монологи из «Прощай, конферансье», спектакля, который они привезли тогда в Иркутск, и общался со студентами. Там был такой Дима Иванов, студент моего папы, который блестяще умел пародировать. И вот он тогда сделал пародию на Ширвиндта, Державина и самого Миронова, который пересел на это время в зал и смеялся от души, удивительно обаятельно, откровенно и естественно. Та встреча длилась часа два.
И сложно до сих пор осознавать, что через год он уйдёт из жизни в Риге на спектакле «Женитьба Фигаро». Тогда же в 1987 году мы потеряли и Папанова, они ушли с разницей в 9 дней. Невозможно представить, что столько лет Миронова уже нет с нами. Сколько бы он мог сделать! И как печально, что мы так рано потеряли величайшего актёра и абсолютно простого обаятельного человека. Я много раз потом играл в этом рижском театре, много общался с теми, людьми, которые были близки с ним. В первую очередь Александром Анатольевичем Ширвиндтом и, конечно, с Юрием Хатуевичем Темиркановым, который с ним очень дружил. И огромное счастье, что мне удалось хотя бы через связь поколений впитать и сделать частью своей памяти те моменты общения с Мироновым, которыми они со мной поделились.
« назад