Блог №127

12 ноября 2020

Завершилось наше, на мой взгляд, беспрецедентное турне с Венским филармоническим оркестром по Японии. Это путешествие ещё раз подтвердило моё твёрдое убеждение, что музыка в любое время поддерживает людей, помогает им преодолевать трудности и утешает, а в этом году её исцеляющая сила возросла многократно. Я благодарен всем, кто был причастен к организации этих гастролей. Это десять дней потрясли не только Японию, но и весь мир. Для меня стало огромной честью приглашение быть участником этого исторического тура.

Мы привыкли ездить в Японию с концертами на протяжении многих десятилетий, я, маэстро и Венский филармонический оркестр. В доковидные времена ездили туда несколько раз в год. Я - на протяжении 25 лет. Маэстро Гергиев был там более 100 раз. Не говоря уже о Венском филармоническом оркестре, который постоянно выступает на сценах японских гениальных залов. Мы все преклоняемся перед японской культурой, публикой. В Японии у меня очень много друзей и преданных почитателей, которые, к моему удивлению, знают малейшие детали моей биографии, графика гастролей, записей, следят за мной в социальных сетях и активно меня поддерживают. Я уже писал, что сейчас в Японии запрещено кричать «браво» на концертах, но, несмотря на это, энергетика зала передаётся настолько мощно, что на сцене эмоции слушателей чувствуешь буквально кожей и без дополнительного их подтверждения.

За время этого тура я 5 раз сыграл Второй концерт Прокофьева, и при этом ни одно исполнение не было похоже на другое. Каждый раз - новое прочтение, которое рождалось по ходу концерта. Не устаю благодарить за этот опыт Валерия Абисаловича, который является, на мой взгляд, одним из самых больших экспертов в творчестве Прокофьева. Именно он пять лет назад убедил меня выучить этот концерт, за что ему отдельное спасибо. Каждый раз, когда я выхожу исполнять этот концерт на сцену, процесс похож на восхождение на Эверест: очень непросто, приходится преодолевать большое количество трудностей, но, если получается забраться на вершину, то ощущаешь высшую степень удовлетворения от того, что делаешь. И это было Эверестом не только для меня –  Второй концерт Прокофьева не входит в классический репертуар Венского филармонического оркестра, они последний раз играли его со мной в 2018 году, а до этого только в 2004 году с Ефимом Бронфманом. Каждый концерт с ними для меня – это опыт потрясающего единения и живого сотворчества с музыкантами-единомышленниками. 1 января запланирован концерт в Мюзикферайне, в Золотом зале, в 11.00 утра по европейскому времени. Будем надеяться, что он состоится. Пока неизвестно, в каком виде, потому что сейчас Европа переживает период жёсткого локдауна, но будем надеяться на лучшее.

В Японии меры эпидемиологической безопасности были беспрецедентными. И японская сторона исполняла их безупречно: постоянные тесты, сопровождение из гостиницы в зал и из зала в гостиницу, до поезда, до самолёта и так далее. Японцы всегда отличаются идеальной организацией гастролей, но в этот раз они превзошли сами себя – образцовое исполнение, которое вызывает безусловное уважение и восхищение. Так как наши гастроли были результатом личной договорённости премьер-министров Австрии и Японии, они должны были состояться обязательно. Было понимание у обеих сторон, что, несмотря на сложности, жизненно важно, чтобы люди смогли услышать живую классическую музыку. Мы получали огромное количество сообщений со всего мира от самых знаменитых дирижёров, солистов, которые переживали за нас, поддерживали, и в то же время по-хорошему нам завидовали.

Оркестр пока остался в Японии: у них ещё несколько концертов без солиста в Сантори Холле, самом знаменитом зал Японии, построенном Ясухисой Тойотой в 1987 году. А я только прилетел в Россию. В четверг уже концерт в Туле, а через два дня открытие фестиваля в Перми.

18 часов в самолёте. Я даже соскучился по этим длинным перелётам, чёрт побери. Когда замученный в полусогнутом состоянии выходишь из самолёта, страдаешь от акклиматизации и смены часовых поясов – это такой кайф на самом деле. И так хочется, чтобы всё это вернулось для всех, кто привык колесить по миру, кто хочет гастролировать, играть на сцене. Мы без этого не можем. Я хочу, чтобы в любую точку мира, где есть концертная площадка, вернулась концертная жизнь. Это кислород, без которого существование немыслимо.

Я прекрасно понимаю, что сейчас происходит, я в курсе всех событий, вижу, как трясёт мир во всех отношениях сейчас. Поэтому желаю всем нам здоровья. А настоящая музыка вылечит все остальные невзгоды. Благодарю вас за внимание и ваше искреннее участие, спасибо за ваши комментарии и пожелания. Надеюсь, вам было интересно смотреть мои видеоблоги с гастролей. Остаёмся на связи!

Метки: Япония

« назад