Блог № 37

6 октября 2014

Сегодня мы открываем сезон с «Израильско-сибирским» коллективом, вполне справедливо назвать его именно так, потому что до сих пор ещё свежо в памяти воспоминание об историческом визите ИФО в Иркутск для участия в фестивале «Звёзды на Байкале», потрясшем не только Иркутск, но и всю Россию, и о погружении маэстро Меты в воды Байкала.

Настроение у всех потрясающее. Ко мне подходят музыканты ИФО, рассказывают о том, что им запомнилось во время поездки, признаются в любви к Иркутску и Байкалу и говорят, что обязательно хотят туда вернуться. Маэстро Мета сказал, что когда построят новый концертный зал, он с ИФО обязательно приедет и сыграет на его открытии. И это уже решено окончательно. А мы уже знаем, что слово Зубина Меты – закон.

ИФО – это незаурядный, универсальный коллектив во главе с уникальным человеком, Зубином Метой, с которым мне посчастливилось не только музицировать, но и общаться вне сцены, и дружить. Сегодняшнее открытие в Тель Авиве сезона для меня дает старт серии из шести концертов, на которых я исполню Третий концерт для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова и Третий концерт Л. Бетховена.

То, что я буду играть Третий концерт Рахманинова с Зубином Метой, особенное и во многом личное событие. Одной из самых проникновенных, берущих за душу интерпретаций для меня всегда было исполнение Третьего концерта Рахманинова Горовицем в Нью-Йорке в 1978 с оркестром Нью-Йоркской филармонии, под руководством Зубина Меты.  Для меня и для всех учеников ЦМШ в своё время это исполнение было, как настольная книга: мы бредили этой записью, знали наизусть каждую ноту, интерпретацию и смотрели исполнение миллион раз. Магия Горовица завораживает с первых секунд: тихие кульминации и уникальное звучание рояля, которое проникало вглубь этого, можно сказать, короля всех фортепианных концертов. И, конечно же, его дружба с Рахманиновым, который слышал интерпретацию Горовица, знал его, любил и благословлял на исполнение своих концертов. Особая связь  между создателем музыкального текста и его исполнителем. Поэтому для меня каждая встреча с Зубином Метой – это, помимо мастер-класса на сцене, музицирования и импровизации, воспоминание о тех временах, когда он играл с такими пианистами, как Горовиц, Гилельс или Артур Рубинштейн. Кстати, в артистической здесь, в Тель Авиве после реконструкции зала филармонии, до сих пор, к счастью, сохранился рояль Рубинштейна. Рубинштейн здесь  - легенда. Знаменитый конкурс его имени проводится в Тель Авиве. Зубин Мета очень много рассказывал мне и про общение с Горовицем, и про репетиции с ним, и про их интерпретацию, видение, диалог. Для меня эти воспоминания – настоящее сокровище, уникальная возможность через одну легенду соприкоснуться с другой легендой того времени, потому что, абсолютно в этом уверен, нет ни одного равнодушного пианиста, который бы не почитал, не боготворил Горовица.

С воодушевленным рассказом из Израиля.  Ваш Денис Мацуев.

http://www.youtube.com/watch?v=_PKLLS0uO7U


« назад