Посвящение Сергею Бирюкову
Абсолютно шокирующая новость – ушёл из жизни Сергей Бирюков. Мы с ним буквально накануне общались, поэтому у меня до сих пор не укладывается в голове, что это произошло. Я знал, что он находится в больнице, но я не знал, что всё настолько серьёзно. Он никогда не любил говорить о своих проблемах.
На моём пути встречалось много людей, которые оказали на меня огромное влияние и многому меня научили. Один из них – Сергей Бирюков. Он был настоящим, деликатным, тонким, скромным интеллигентным человеком. Он был как будто совершенно из другого времени. Все наши встречи с ним для интервью и для написания книги были для меня большим событием, и я получал от нашего общения с ним огромное удовольствие. Его энциклопедические знания поражали, он обладал огромным опытом, у него всегда был собственный оригинальный взгляд на то или иное музыкальное произведение, и я очень доверял его суждениям в музыке, его критике. Это всегда был диалог с профессионалом. Я часто в интервью говорю о том, что у меня есть очень узкий круг людей, мнению которых о музыке в целом и о моих исполнениях я доверяю безусловно. И Сергей Бирюков был одним из тех, кто входил в этот круг. Он был настоящим музыкальным критиком, музыковедом, журналистом. Его статьям веришь безусловно: если он хвалит, значит ты это заслужил, если ругает, значит есть за что.
Уход Сергея Николаевича - огромная потеря для всего нашего музыкального цеха. Так как профессиональная критика сейчас - уходящий жанр, к сожалению: она по всему миру перемещается из солидных изданий в интернет-пространство, авторские блоги для крайне небольшой аудитории. Это как исчезновение одной из ярких красок в культуре, ещё одного уникального способа общения музыкантов с публикой и публики с музыкантами. Без неё очень скучно. Поэтому хотелось бы, чтобы в будущем она обрела второе дыхание на том уровне, на который поднял её своими работами Сергей Бирюков.
Его рецензии были не просто отзывами на концерты, а целым учебным пособием по истории музыки и исполнительского искусства. Это делало их полезными не только для самих музыкантов и профессионалов мира музыки, но и для самой широкой публики.
Рассказывают такую историю: много лет назад молодой Валерий Гергиев с гордостью показал хвалебную статью в американской газете на своё выступление Сэру Джорджу Шолти. На что Сэр Шолти сказал ему: «Если ты веришь их хвалебным отзывам, ты должен верить и их критическим рецензиям».
Критика Сергея Бирюкова по-настоящему помогала. Она была многоплановой, взвешенной и объективной. Было бы замечательно, если бы молодые критики имели возможность изучать его творчество, учились у него, тянулись к его уровню.
Его особенностью было не только то, что он досконально знал музыкальную литературу, но и то, что к каждой своей журналистской работе он подходил с открытым горячим сердцем. Никогда не забуду, как искренне он восхищался и радовался, когда услышал исполнение иркутским оркестром неизвестной симфонии Г. Свиридова. Для него это был момент чистого счастья - что кто-то решился играть столь редко исполняемое произведение.
А когда мы вместе писали книгу «Жизнь на Crescendo», это были моменты счастья для меня. Я тогда поймал себя на мысли, что изначально боялся, что работа над книгой будет проходить в форме скучной стенограммы воспоминаний или стандартного интервью. Но, к счастью, Сергей Николаевич сумел превратить процесс в оживлённую беседу и даже дискуссию. Он обладал тонким юмором с бирюковской перчинкой, можно сказать. Но при этом он всегда излучал доброту. Мы сидели часами, и в ходе этих разговоров я вспоминал какие-то вещи, которые без него точно никогда бы не вспомнил. Это большой талант, на мой взгляд. Я не люблю читать свои интервью или что-то о себе, но к этой книжке я время от времени возвращаюсь, потому что там есть бесконечно трогательные и сокровенные моменты, которые раскрыл во мне именно Бирюков. Я думаю, что ему это удалось только благодаря тому, что он сам был удивительно светлым человеком.
Одно из таких трогательных воспоминаний уже о нём теперь запишу здесь я сам. Я помню, как он приехал ко мне на музыкальный фестиваль в Иркутск. И неожиданно спросил, как можно добраться до трамвайного депо. Оказалось, что его страстью помимо музыки и искусства были трамваи. Он их просто обожал, знал всё о трамваях в нашей стране, писал петиции за сохранение трамваев, когда от них решили потихоньку избавляться. Он мог лекции читать про то, какой это замечательный транспорт и как важно его не потерять. Невозможно было не поддаться его силе убеждения и тоже не полюбить трамваи в тот момент.
Нам всем будет очень не хватать его энтузиазма, доброты, юмора и бесконечной созидательной энергии.
Светлая память его душе.
« назад