Три сумасшедших фестивальных дня потрясут Самару

29 мая 2019
Коммерсантъ-Волга-Online
Три сумасшедших фестивальных дня потрясут Самару

– Чем фестиваль «Денис Мацуев и друзья» в этом году будет отличаться от предыдущих лет? Какие сюрпризы ждут его гостей?

– Решение провести такой фестиваль в Самаре назрело давно. Роман с моей любимой публикой из вашего города длится уже четверть века. Впервые я приехал в Самару 25 лет назад. С тех пор я посещаю ваш город почти каждый год. С Самарой у меня связано огромное количество разных программ, которые я сыграл, пережитых впечатлений и друзей, которых я здесь встретил. Конечно же, я прекрасно знаком с музыкальной историей, связанной с вашим городом, и всегда помню тот факт, что именно в Куйбышеве состоялась мировая премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича. Конечно, то, что ваш город живет этой историей, этими традициями, чувствуется с первого появления на сцене.

У меня проходит 265 концертов в сезон, и минимум треть из них я посвящаю своим любимым российским регионам, в которых проводятся фестивали, конкурсы и отбор талантов, стипендиатов фонда «Новые имена». Что же касается Самары, «Денис Мацуев и друзья» – первый мой фестиваль, который я провожу в вашем городе. Задача этого фестиваля – не только дать публике шанс увидеть мои выступления, но и в первую очередь познакомить Самарскую область с замечательными молодыми музыкантами, которые здесь никогда не были, но которые уже сделали себе имя в мире и подготовили интересные программы.

На этом фестивале будет гала-концерт оркестра Самарской филармонии под руководством Михаила Щербакова, с которым мы дружим уже 25 лет и с которым за это время уже переиграли огромное количество программ. Вместе с оркестром мы исполним Четвертый концерт и Рапсодию на тему Паганини ля минор Сергея Рахманинова. Отдельно на фестивале выступит потрясающая скрипачка Александра Конунова, лауреатка Конкурса им. Чайковского.

Кроме того, прозвучит концерт «И классика, и джаз», который я никогда еще не играл в Самаре – это особый проект с участием как звезд российского джазового искусства, так и стипендиатов фонда «Новые имена» и лауреатов конкурса «Синяя птица».

Конечно, обязательное условие любого моего фестиваля – организованные нашим фондом мастер-классы ведущих профессоров Московской консерватории. В прошлом году мы выиграли президентский грант и сейчас посещаем с обучающей программой не менее 20 регионов нашей страны. В последний раз такие мастер-классы прошли в Тольятти месяц назад. По их итогам были вручены стипендии четырем музыкантам и одному художнику. Также они получили путевку в нашу легендарную Летнюю творческую школу в Суздаль, где ребята будут оттачивать свое мастерство и творить в потрясающей атмосфере с такими же удивительными талантливыми детьми со всей страны.

Найти место для трехдневного фестиваля в плотном графике было не просто, и я рад, что все сложилось. Три этих сумасшедших дня потрясут Самару. Мы хотим встряхнуть культурную и филармоническую жизнь вашего города. Все это сделано именно для вас, и вы это заслужили.

– Чем продиктован выбор вами для сольного концерта сочинений Бетховена, Рахманинова и Чайковского? И как вы обычно определяете, что именно будет звучать на выступлениях?

– Сложно объяснить словами, почему ты играешь ту или иную музыку. В моем репертуаре 46 концертов для фортепиано с оркестром и 23 разные сольные программы. Мало того, каждый год мой график пополняется минимум двумя новыми концертами с оркестром и одной сольной программой. Несмотря на безумные перелеты, я успеваю учить новые произведения. Почему для сольного концерта в Самаре я выбрал именно эту программу? С каждым из включенных в нее произведений у меня связан огромный период отношений. Для меня выход на сцену перед публикой с тем или иным произведением – конечная точка трудного любовного романа с музыкой. Выносить на публику то, что ты не пропустил через себя, то, чего ты не пережил, невозможно. Перед приездом в Самару эту сольную программу я играл на разных площадках в 25 столицах мира, начиная с Карнеги Холла в Нью-Йорке и венским «Музикферайном» и заканчивая Сантори Холл в Токио, то есть очень серьезно готовился. Но я всегда говорю, что сколько бы раз ты ни играл то или иное произведение, каждый раз, когда ты выходишь на сцену, ты исполняешь его будто бы впервые. В то же время для музыканта концерт должен быть как последний бой. Я всегда напоминаю об этом молодым коллегам.

Возвращаясь к Самаре, скажу, что, несмотря на то, что я множество раз был в вашем городе, для меня каждый концерт здесь – это огромный экзамен. Если он сдается на «отлично», это позволяет мне поддержать душевный баланс и оставляет приятное послевкусие. Сцена заряжает, это уникальный терапевт. Вообще классическая музыка – это лекарство во многих странах мира.

– 3 июня в самарской филармонии вы выступите вместе с академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Михаила Щербакова и юной скрипачкой Александрой Конуновой. Также предполагается выступление с юным пианистом Елисеем Мысиным. Что вы можете сказать об уровне исполнительства и творческом стиле этих исполнителей?

– Александру Конунову я считаю одной из выдающихся скрипачек своего поколения. Сама она из Молдавии, сейчас живет в Швейцарии и делает головокружительную карьеру после победы на Конкурсе имени Чайковского в ряде стран, в том числе, в Европе. Исполнение Александры Конуновой отличает бархатистый звук. Она невероятный виртуоз и очень глубокий музыкант.

Елисей Мысин – победитель телевизионного конкурса «Синяя птица», лауреат уже многих конкурсов, один из самых популярных молодых пианистов России.

– 5 июня в оперном театре вы выступите с Шендой Рул (вокал), Андреем Ивановым (контрабас), Александром Зингером (ударные) и победителями ТВ-конкурса «Синяя птица». Как родилась идея совместного джазового концерта с этими артистами?

– Концерт, о котором вы говорите, станет посвящением великому искусству джаза. Я никогда не считал себя джазовым музыкантом, но всегда преклонялся перед этим искусством и импровизировал с самого детства. Публику ждет знакомство с потрясающими джазменами, контрабасистом Андреем Ивановым и барабанщиком Александром Зингером – пожалуй, одними из лучших в своем жанре.

Еще с нами в концерте примут участие Айдар Гайнуллин, потрясающий баянист, композитор и певец, абсолютно уникальный музыкант, который является суперзвездой в своем деле, и один из самых уникальных джазовых музыкантов современности мультиинструменталист Аркадий Шилклопер, который играет на валторне и альпийском роге. Также Самара услышит и увидит Шенду Рул – уникальную певицу из Нью-Йорка. Мы давно дружим с ней и уже успели переиграть во многих странах мира.

Джаз отличается спонтанностью, и главная интрига предстоящего концерта заключается в импровизации. Конечно, у всех музыкантов есть определенные заготовки для выступления, но все важные вещи будут рождаться во время концерта. У нас прекрасно сыгранная команда из состоявшихся исполнителей и юных талантов, которые мы открыли на конкурсе «Синяя птица». Они стали органичной частью нашего коллектива, и у нас с ними получаются замечательные импровизации в основном на классические темы: например, хор «Улетай на крыльях ветра» из «Князя Игоря» Александра Бородина, «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Хотя, конечно, на концерте прозвучат и джазовые стандарты из репертуара Джорджа Гершвина и Дюка Эллингтона. Будут исполнены и наши собственные сочинения, в том числе, мои – до этого они никогда не звучали в Самаре.

– Какими вы видите перспективы фестиваля «Денис Мацуев и друзья»? Как планируется его развивать?

– Время покажет. Конечно, я бы очень хотел, чтобы фестиваль развивался дальше, потому что ваша потрясающая публика достойна этого. Когда я выхожу на сцену, достаточно трех минут, чтобы понять, насколько слушатель готов к той или иной программе. В Самаре у меня никогда не возникает с этим проблем: зрители и слушатели много чего повидали, и для них можно играть абсолютно любые концерты. Я уверен, что у проекта «Денис Мацуев и друзья» большое будущее как в плане презентации новых программ, так и в смысле знакомства с потрясающими музыкантами и поиска молодых талантов со всей Самарской области. В общем, я жду фестиваля с особым трепетом и предвкушаю интригующую встречу с вашим городом и уникальными теплыми зрителями.

– В июне вы будете судить XVI Международный музыкальный конкурс им. П.И. Чайковского. Чего вы от него ждете? Вам предстоит около двух недель слушать музыку, а это, наверно, не менее сложно, чем играть?

– Мне было нелегко сказать «да», когда мне предложили стать одним из председателей конкурсного жюри. Дело в том, что я прекрасно понимаю, что музыкальный конкурс всегда субъективен. Это не спорт, и у каждого члена жюри свое мнение, а у публики – свое. У нас нет точных измерительных приборов, чтобы определить рекорд. Относительно недавно, в 1998 году, я сам победил на этом конкурсе и прекрасно понимаю, какая ответственность лежит на мне.

Конкурс им. Чайковского является на сегодняшний день самым известным и по престижности, и по беспрецедентным перспективам, которые открываются его лауреатам. Как известно, в 2011 году конкурс возглавил Валерий Гергиев, и с тех пор лауреаты получают определенный карт-бланш: у них есть возможность дебютировать на сценах главных концертных залов мира. Для музыкантов Конкурс им. Чайковского примерно то же самое, что и Олимпиада – для спортсменов. Поэтому музыканты всегда ждут его в напряжении, а сам Конкурс проходит в накаленной атмосфере. Каждый из тех 25 талантливых счастливчиков, которые будут отобраны из 286 претендентов, имеет все шансы стать большим музыкантом вне зависимости от того, выйдет он в финал или займет какое-либо место, потому что Конкурс транслируется для десятков миллионов человек, которые смотрят французский канал Medici.tv. Поэтому тот, кто выступил на Конкурсе им. Чайковского, вне зависимости от его результатов в одночасье становится очень известным.

Я тоже жду начала этого события с волнением, ведь до этого никогда не был председателем конкурсного жюри. Для меня это станет данью уважения великому конкурсу, после которого в моей жизни произошел резкий поворот на 180 .

– Одна из важных особенностей развития музыкальной школы в России – не только найти и воспитать талантливых исполнителей, но и обеспечить их качественными инструментами. В связи с этим недавно Минкультуры РФ заявило о планах постепенно возродить производство отечественных музыкальных инструментов, сопоставимое с тем, что было в годы СССР. Знаете ли вы, как в этом плане обстоит дело в Самарской области? Возможно ли возрождение в России производства музыкальных инструментов?

– Я был инициатором возрождения в России фабрик производства пианино, которых в Советском Союзе было больше ста, но потом их закрыли, и до недавнего времени их вообще не было. Это большая проблема, потому что дети в музыкальных школах занимаются на «убитых» инструментах. Не только мне, но и учащимся школ это причиняет боль. Поэтому мы с Валерием Гергиевым поставили этот вопрос ребром, и буквально за последние полтора года было запущено производство музыкальных инструментов на четырех фабриках. Я уже играл на них: они высокого качества. Сейчас дело сдвинулось с мертвой точки, и школы в регионах начали активно оснащаться нашими замечательными пианино. Я пока не владею информацией по Самаре, но точно знаю, что в вашем регионе работа тоже ведется. Я обязательно выясню точное количество инструментов, которые должны поступить в учреждения Самарской области. Конечно, нам есть куда развиваться, нужно стремиться к совершенству, и мы будем стараться повышать как качество инструментов, так и уровень музыкантов, которые на них играют.

Беседовал Георгий Портнов

Коммерсантъ

Метки: Самара Ъ

« назад