Рецензия на концерт в Бирмингеме 12.10.2017. Денис Мацуев, Валерий Гергиев, Оркестр Мариинского театра

14 октября 2017
Bachtrack
Рецензия на концерт в Бирмингеме 12.10.2017. Денис Мацуев, Валерий Гергиев, Оркестр Мариинского театра

Наблюдая за выступлениями мирового класса, разум делает одну из двух вещей. Он либо жадно внимает с восхищением и поражается виртуозности или сознание полностью отключается и позволяет воображению оживлять музыкальные картины. Этот концерт Мариинского оркестра под руководством Валерия Гергиева вызвал обе реакции.

Виртуозность, продемонстрированная Денисом Мацуевым у фортепиано, была ошеломляющей. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева - это работа, требующая умения работать на крайностях. Есть несколько коротких моментов проницательного и меланхоличного размышления, и есть другие краткие моменты танца и игры, и для тех, и для других требуется показать сильный акцент, чтобы не потеряться на фоне доминирующей силы основной темы. Мацуев отлично справился с динамическими скачками. Большая часть концерта требует сильной руки, и порой звук был таким мощным, что персоналу в Бирмингемском симфоническом зале стоило бы проверить их Steinway после концерта. Но, тем не менее, каждая нота была рассчитана, точна, чётко и ясно исполнена. Это было особенно заметно в коротком Скерцо, где его пальцы, летающие по клавиатуре  в стиле «Форсажа», восхищали и завораживали в равной мере.

Intermezzo: allegro moderato позволило Мацуеву играть и получать удовольствие от исполнения технически сложных мест и смены настроений, и он, конечно же, не стал себя сдерживать, его пальцы щекотали и ласкали клавиши, взлетали и подпрыгивали над ними. Не было никаких нечёткостей и размытости, каждый нюанс прозвучал максимально ясно и чётко. Далее он показал, с какой легкостью он мог передать сочетание широкой русской народной темы финала с темным и зловещим предчувствием революционных перемен. Мацуев поддерживал силу, энергию и напряжение на одном уровне на протяжении всего концерта, несмотря на все изменения настроения и тематики частей, и это помогло мысленно увидеть весь концерт, как единое целое.

Оркестр едва проявлялся в своей второстепенной поддерживающей роли, и это было именно тем, что требовалось в тот момент. Тем не менее, были моменты, когда они выступали на первый план, чтобы блеснуть, особенно в конце первой и четвертой части. Особенно ярко они проявились в первом произведении программы - «Золотом петушке» Римского-Корсакова и в последнем - «Симфонических танцах» Рахманинова. В них Валерий Гергиев вывел нас далеко за пределы наших фантазий своим мастер-классом в дирижировании.

Это первый раз, когда я увидел Дениса Мацуева и оркестр Мариинского театра, и они впечатлили меня невероятно. Вместе оркестр, солист Денис Мацуев и дирижер Валерий Гергиев были на пике своей формы с хорошо подобранной программой русской музыки. Благодаря им это был незабываемый вечер.

*****

Роберт Гейнер

Bachtrack


« назад