Рецензия на концерт Дениса Мацуева в Торонто

13 ноября 2017
Ludwig-Van.com
Рецензия на концерт Дениса Мацуева в Торонто

В качестве невероятного бонуса, Денис Мацуев,  победитель 11 конкурса имени Чайковского (1998), зажёг зал в одиночку с совершенно потрясающим Концертом №2 для фортепиано с оркестром ми минор С. Прокофьева, но об этом позже. Дирижирование Гергиева и игра Мацуева стали главным событием вечера пятницы.

Но именно Мацуев стал главной звездой вечера. Как иногда говорят, жестокий Второй концерт Прокофьева не прощает ошибок ни исполнителям, ни зрителям. Давайте обойдемся без этой глупости. Мне нравится этот концерт за его музыкальный язык, большая часть которого объединяет в себе некоторые из золотых моментов, которые можно найти в сокровенной и виртуозной камерной музыке композитора и в его более крупных работах -  концертах. Все они относятся к моим самым любимым музыкальным произведениям двадцатого века. Я устал от оскорбительного отношения, как к композитору, так и к этому концерту.

Мацуев полностью реабилитирует это произведение виртуозными пассажами взрывного накала, а также сочетанием моментов сложной гармонии и изысканности. Всё время он оставался в идеальном контрапункте с каждым музыкальным жестом оркестра. Его бравада была восхитительной, и он не упустил ни одной детали. Если бы вы сидели достаточно близко, чтобы видеть его руки, у вас бы возникло впечатление, что он отрастил себе третью руку специально для этого выступления.

Самым впечатляющим из всех, возможно, было то, что он вернул в музыкальный текст и исполнил убийственную пятиминутную каденцию в конце первой части с уверенностью, которую я никогда раньше не встречал в других исполнениях этой работы. Я считаю, что совсем немногие могут исполнить эту вершину фортепианного репертуара и еще меньше – контролировать интонацию во время исполнения, тем более сложно это сделать на Steinway, чью верхнюю октаву нужно было перенастроить (и это не была чья-то вина, а просто особенность этого конкретного рояля в этом зале и в то время).

Знаменитые части «colossale» и «tumultuoso», казалось, подняли Мацуева и фортепиано над сценой. Но все это не было просто вспышкой и фейерверком, помпезностью и яростью. Второй фортепианный концерт - это работа композиционной изысканности, изобилующей двутональными аккордами, прогрессивными гармониями, намёками на звуковой пейзаж будущего и в то же время исследование контрастов вверх и вниз по динамическому и эмоциональному диапазону.

По-своему исполнение Второго концерта стало идеальной визитной карточкой для Гергиева, Мацуева и оркестра, потому что он позволил им продемонстрировать работу превосходно отлаженного механизма из тщательно отобранных таких же идеальных частей. Время от времени, фортепиано могло звучать, как будто это был еще один инструмент в оркестре, прямая отсылка к тому, как сам Прокофьев видел исполнение многих таких гармонично сочетающихся пассажей в своих концертах. Здесь была дань уважения всем музыкантам на сцене и тому, насколько Мацуев и Гергиев могли наполнить такую музыку смыслом для своей аудитории.

И их реакция была мгновенной и ошеломляющей сама по себе, и подсказала исполнение на бис сотканного из тонких нитей соло – Музыкальной шкатулки Анатолия Лядова, драгоценность удивительной красоты, но то, что произошло после этого исполнения на бис, поразило нас всех даже больше. После аплодисментов Мацуев согласился с тем, что мы все хотели услышать второй бис. Он исполнил потрясающий финал «Precipitato» из Сонаты № 7 Прокофьева, устрашающее вечное движение и одно из самых технически сложных произведений во всем фортепианном репертуаре. Полагаю, что концерт не слишком его утомил. Полный энергии, он впечатляюще продемонстрировал все скрытые, токкатообразные оттенки этой музыки. Это было выдающееся выступление. Мацуев фактически стал главным гвоздём всей программы.

 

Stephan Bonfield

www.ludwig-van.com


« назад