Рецензии на выступления Дениса Мацуева в сША

13 ноября 2017
Рецензии на выступления Дениса Мацуева в сША

Рецензии на выступления Дениса Мацуева во время американского тура

Далее по программе был фортепианный концерт Сергея Прокофьева № 2 соль минор, Op. 16, с российским пианистом Денисом Мацуевым в качестве солиста. Я впервые получил  возможность услышать Дениса Мацуева, и он произвел весьма сильное впечатление. Более шести футов ростом, Мацуев – широкоплечий человек, возвышался над Валерием Гергиевым. Манера игры Мацуева пронизана мощью, а второй фортепианный концерт Прокофьева предоставил Мацуеву множество возможностей продемонстрировать эту его мощь. Он особенно впечатлил в продолжительном фортепианном соло первой части. Вторая часть предложила короткое, головокружительное скерцо, и в третьей части закольцованный ритм показал, как пианист и оркестр продвигаются вперёд бок о бок. Финал предложил смену динамики и разнообразие настроений, с преобладающим в конце саркастическим юмором. В ответ на сердечные аплодисменты аудитории Денис Мацуев продемонстрировал свою более утончённую сторону в одной из прекрасных прелюдий Рахманинова.

***

Магия продолжалась весь вечер. Для следующего исполнения на сцену вышел высокий и сильный мужчина с кудрявыми роскошными волосами и волевым лицом. Это был Денис Мацуев, которого иногда называют Сибирский медведь, человек, который знает, как добиться от своего любимого инструмента, рояля, как действительно мягкого, так и острого или сильного звучания. Казалось, что единственные части его тела, которые он не использовал, чтобы нажимать клавиши пианино, были его колени, всем остальным телом он играл. В сопровождении Мариинского оркестра Мацуев представил невероятно сложный фортепианный концерт № 2 соль минор Сергея Прокофьева.

Гергиев и Мацуев не раз говорили о том, что чувствуют друг друга, когда играют музыку; они еще раз продемонстрировали эту творческую связь в Чикаго. Мацуев передал яркие эмоции и драматизм этого произведения каждым нервом и каждым прикосновением. Он успевал воспользоваться платком между сложными пассажами и вытирал лицо, которое было одухотворено и эмоционально напряжено. Аудитория следила за ним напряжённо. Я видела, как один человек плакал. Электричество в Симфоническом центре больше не требовалось. Мацуев был сам его источником тем вечером.

После громких аплодисментов Мацуев представил еще одну яркую сторону своего таланта. Его исполнение на бис, Этюд-картина Рахманинова, Op. 39, № 2, была трогательным чувствительным произведением, которое контрастировало с Концертом № 2 Прокофьева. Пальцы Мацуева больше не казались сильными; вместо этого они были нежными и позволяли извлекать из инструмента теплые и поэтические звуки. Это исполнение также было встречено с энтузиазмом, и вскоре Мацуев ушел со сцены, а у зрителей была возможность отдохнуть от его удивительной игры и обсудить этих невероятных россиян, которые привезли с собой эту чистую энергию, дух, любовь и профессионализм в Чикаго.

***

Оригинальный текст этого сложного произведения был уничтожен в результате пожара после Русской революции. Прокофьев реконструировал и тщательно переработал его в 1923 году; он считается одним из самых технически сложных фортепианных концертов в фортепианном репертуаре. Некоторые критики утверждают, что это работа гения, другие - чудовища; конечно, это мощная и впечатляющая работа.

Четыре части организованы нетрадиционным способом; «медленной» части нет в принципе. В то время как первая часть начинается с лирической и нежной темы, концерт постепенно выливается в захлёстывающую и технически сложнейшую каденцию для фортепиано, оркестр присоединяется лишь под конец. Скерцо, которое следует дальше, очень быстрое и создает ощущение вечного движения, требуемого от пианиста, и оркестр лишь добавляет короткие всплески цвета. Intermezzo содержит повторяющуюся басовую линию, перекрываемую яростным маршем. Наконец, фортепиано разделяется с оркестром в противоречивой и неудержимой серии гармоний.

Мацуев властвовал над инструментом в грандиозной первой части и продолжил исполнение, проявив характер полностью сформировавшегося художника, легко справляющегося со сложной задачей. Оркестр был сосредоточенным и чутким. Гергиев, с его пальцами, трепещущими над оркестром, часто делал шаг вперёд к музыкантам, как если бы хотел добиться от них еще больше звука и усилий. Первая часть, в частности, стала демонстрацией мощного совместного звучания оркестра и солиста; в финал мы получили эмоционально единую кульминацию.

Исполнение на бис. Вернувшись к фортепиано после шторма Прокофьева, Мацуева исполнил произведение, также известное как «Море и Чайки». Мощная, эмоциональная и трагическая работа, в ней есть контрастная центральная часть, которая развивается к кульминации, которая резко обрывается перед повторением начала. Это вызвало чувство нежной и глубокой скорби. Заполненное множеством музыкальных текстур и требующее скрещенных рук, также как в характерном для Рахманинова леворучном «Dies Irae», это произведение позволило продемонстрировать виртуозность владения инструментом.

Оригиналы рецензий:

http://www.berkeleydailyplanet.com/issue/2017-11-10/article/46237?headline=Valery-Gergiev-Leads-Mariinsky-Orchestra-in-All-Russian-Concert--Reviewed-by-James-Roy-MacBean-

https://patch.com/illinois/naperville/s/ga3kl/gergiev-and-matsuev-ripped-chicago-on-wednesday-november-8

http://amsterdam.splashmags.com/index.php/2017/11/10/gergievmatsuev-review-the-mariinsky-orchestra-at-symphony-center-chicago/


« назад