Демонический, русский, невероятный: спектакль одного пианист

20 ноября 2019
Der Klassik Blog
Демонический, русский, невероятный: спектакль одного пианист

В 1991 году в 15-летнем возрасте он переехал в Москву, получив грант на учебу в Московской консерватории. Переехал неохотно: уехать за 5200 километров от дома- пугающая мысль для юного Дениса. Но подросток из Иркутска- университетского города в Сибири - решился. Он- большой фанат футбола, с блеском в глазах обсуждающий результаты матчей своей любимой команды « Спартак». « Любой футбольный матч- это зрелище, шоу» говорит 44-летний музыкант. « Они играют для своих болельщиков. Я тоже играю для своей публики».

Мацуев задал жару не только Венскому концертному залу, но и самому дьяволу. С его победы на 11 конкурсе им. Чайковского он молниеносно завоевал все главные концертные сцены мира. Обожаемый публикой и прессой, этот сибирский гигант сразу завоевывает сердца. Мацуев не только считается одним из самых значимых пианистов современности, но и буквально поражает публику по всему миру своей виртуозностью.
Во время исполнения концерта в Вене он с самого начала пустился в поиск, сыграв « Детские сцены» Шумана. В этих 13 романтических миниатюрах он рассказывает « О чужих странах и людях» от « Забавных историй» с не очень забавной музыкой до « Просящего дитя», который у Мацуева звучит капризным и упрямым. И, конечно, « Грезы», которые после небольшой паузы он сыграл в том плавном и широком темпе, которой эта центральная миниатюра цикла и заслуживает. В « Поэт говорит»- завершающей размышления взрослого Шумана о жизни пьесе, Мацуев задал такую же эмоциональную глубину и бесконечность: протяженный вдох, лирические построения и прекрасно подобранные темпы - погружение в воспоминания о давно минувших днях, о детстве и об озере Байкал, где можно отрешиться от суеты и толпы. Невероятно прекрасно!
Своим исполнением произведений второй части концерта Мацуев себя обессмертил. То, что он сумел показать в Вариациях на темы Корелли Рахманинова, вылилось в невероятную кульминацию джаза, классики и рок-н-ролла. То, с какой решимостью, свободой и яростью этот русский пианист исполняет грохочущие октавы и потоки нот Сонаты в си-минор Листа, не теряя при этом музыкальности, граничит с безумием.
Яростная мощь с одной стороны и невероятная лиричность с другой- Мацуев полностью сливается с этим великим памятником музыкальной литературы, написанным в 1853 году. Все границы между звуком и абсолютной тишиной, насилием над роялем и редкой чувственностью размыты.
Он может быть несколько нарочитым, ступая по тонкой грани между виртуозностью и эффектностью, между святой водой и серой. Альфред Брендль связывал эту сонату с « Фаустом» Гёте и не только мелодичностью темы Гретхен, но и темами Фауста и мятущегося Мефистофеля.
Пианисты, подобные Мацуеву и не испытывающие сомнений и неуверенности при исполнении этого грандиозного произведения, должны быть готовыми к тому, что люди посчитают их продавшими душу дьяволу.
В конце он исполнил на бис несколько виртуозных пьес. Зал в исступлении, рояль перегрет, и все руководители концертных залов выстраиваются в очередь, чтобы заполучить этого человека-стихию на следующий сезон.
Демонический, русский, невероятный!
Метки: рецензия

« назад