Рецензия Examiner на концерт в Филармонии Парижа

28 февраля 2015

Они не впервые оказались на сцене вместе и скорее всего не последний, но в прошлое воскресение в Филармонии Парижа Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Лондонский симфонический оркестр сотворили магии больше, чем обычно. Это было одно из тех выступлений, во время которых в воздухе чувствуются разряды электричества, потому что все понимали, что они только что услышали нечто особенное, что невозможно будет повторить в обозримом будущем.

Сам по себе Мацуев очень динамичный пианист, который использует не только руки, но и всё свое тело, чтобы донести суть своей интерпретации. Следя за тем, как его кудрявая голова появляется и исчезает точно и в соответствии с тем, что диктует музыкальный текст, невозможно не увлечься его интерпретацией.

Он исполнял Второй концерт Рахманинова, живое и вызывающее сильные эмоции произведение в трёх частях. Первая часть началась с того, что пальцы Мацуева осторожно опустились на клавиши, готовые начать продолжительную атаку. В то время как правая его рука нежно и аккуратно рисовала мелодию, левая извлекала громоподобные аккорды, исполняя Moderato так, как если бы она была одержима самим Рахманиновым.

Энергия первой части уступила Adagio Sostenuto, части которая была слабее, не только потому что она расположена между первой и третьей частью, а потому что она была необходима, как передышка от энергетики, от которой зашкаливало в первой части.

Рахманинова здесь вдохновляли мотивы других великих композиторов, но Мацуев не смог передать их так здорово, как он это делает в "чистом" рахманиновском тексте. Немного не хватало нежности, что не позволило определить крайние точки музыкальной эмоции.

Но, чего бы ни не хватало во второй части, всё было возмещено в третьей, где Мацуев, Гергиев и ЛСО действовали как хорошо отлаженный механизм. Все секции оркестра и музыканты понимали друг друга идеально, а ударные обозначили конец наэлектризованными звуками.

И меньше, чем в полсекунды после того, как прозвучала последняя нота, публика взорвалась овациями, подтверждая тот факт, что они понимают, что только что они стали свидетелями чего-то очень редкого и великого.

Это был один из тех редких моментов, когда исполнение было идеально слаженным почти по всем пунктам: солист был целиком погружён в своё исполнение, физически и эмоционально,   дирижёру удалось добиться невероятно завораживающей комбинации напряжения и катарсиса, а оркестр показал, почему его называют одним из лучших своей способностью сопровождать и поддерживать, не перекрывая солиста.

Мацуева вызывали на сцену большое количество раз, он сыграл два биса, давая публике прочувствовать лучше, почему он один из самых впечатляющих молодых пианистов в мире. Он играет со страстью и энергией и не позволяет паре неправильно взятых нот себя остановить - вместо этого он сосредоточивается на стратегической задаче - передать изначально вложенный в него смысл и дух произведения. 

И на один полдень в Филармонии Парижа концертный зал, великолепный в своей странной модерновой эстетике превратился в нечто такое, чем сам Рахманинов мог бы гордиться.

Christina Strynatka

Examiner


« назад