Рецензия на концерт Дениса Мацуева в Берлине. Удалой виртуоз. Русский известный пианист ошеломляет публику в концертном зале

14 декабря 2014

В концертном зале слишком много адреналина: русский пианист Денис Мацуев, 39, штурмует «Картинки с выставки» Мусоргского так, как можно редко это услышать. И россыпь пассажей, от которых хочется начать вальсировать.  

Впечатляющее оружие Мацуева – это его оркестровое супер-фортиссимо. От царски-возвышенного до чертовски гремящего, от празднично-триумфального до апокалиптически бушующего. Гениальный пианист из Сибири не скрывает, что ему больше нравятся импульсивные виртуозные партии, а не интеллектуальные размышления или мечтательные созвучия.

Мацуев человек дела. Пианист, который увлекает свою публику и не отпускает до конца. Свою способность заколдовывать чудесные оттенки пьяниссимо он показывает в «Старом замке» Муссоргского и «Медитациях» Чайковского – оп. 72 №5.

Не менее убедителен и выбор Мацуевым Рахманинова во второй части концерта, включающий разнузданную сонату для фортепиано №2 оп.36 и две прелюдии, которые можно расценивать как посвящение легендарному Владимиру Горовицу. Этот вечер для Мацуева – как домашний концерт. Исключительно русский репертуар фигурирует в официальной программе. Большое количество русской публики от партера до второго яруса. И это даже не удивительно. Денис Мацуев, получивший образование в Московской консерватории и награжденный премией Чайковского в 1998 году, представляет собой архетип русского виртуоза. Гораздо более русского, чем Евгений Кисин, Григорий Соколов или Аркадий Володось. И даже более русского, чем Борис Березовский или Николай Луганский.

Зал взрывается в восхищении. Вспышки камер мобильных телефонов преследуют пианиста на каждом шагу, так что фанатам время от времени приходится выслушивать нравоучения контролёрш в зале. Мацуев воспринимает все происходящее как должное – ему не привыкать. И без колебаний играет пять раз на бис – «Музыкальную табакерку» Лядова, этюд Сибелиуса и «Майские ночи» Чайковского из оп. 37б, которые складываются в уютный заключительный аккорд выступления.

Но вдруг Мацуев взрывается виртуозной тирадой. Он обращается к слуху зрителей с судьбоносным этюдом Скрябина оп. 8 №12. А в конце ошеломляет терпкими авангардными джазовыми звуками, которые переходят в сенсационную композицию «Take The A-Train». Гениальная обработка Дюка Эллингтона в собственной виртуозной мастерской, дерзкая смесь Арта Тэйтума и Владимира Горовица. Как это возможно? Несмотря на огромную нагрузку от постоянных турне в последние 15 лет, Мацуев нашел время и для того, чтобы раскрыть в себе страстного джазового виртуоза.

Стоит только задаться вопросом, почему он еще не стал постоянным гостем в Берлине.  Правда, в последнее время он отлично показал себя в выступлениях в сопровождении оркестра. Но то, что с сольной программой он может быть еще более феноменален – это Берлину еще предстоит увидеть.

Феликс Штефан

http://www.morgenpost.de/printarchiv/kultur/article135277350/Ein-verwegener-Virtuose.html


« назад