"Пасхальный поезд. Знаменитый фестиваль проехал по России"

25 декабря 2011

Пять дней Симфонический оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым провели в регионах России, выступая в городах воинской славы по случаю грядущего 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. В пасхальный маршрут попали Ярославль, Воронеж, Краснодар, Кисловодск, Владикавказ и Волгоград.

Деловые разговоры руководителя Мариинки с главами городов и регионов не прекращались на протяжении всего маршрута, но атмосферу тура создавали в первую очередь концерты, на которые музыканты с инструментами в руках прибывали прямо из поезда — в режиме «с корабля на бал». В залах — аншлаги, при выходе на сцену Дениса Мацуева, исполняющего на нынешнем фестивале роль титульного солиста, — стадионные реакции. Пианист не оставался безучастным к поклонению: Третий фортепианный концерт Рахманинова, записанный с Гергиевым на лейбле «Мариинский», прозвучал и в Кисловодске, и в Волгограде как артефакт грандиозной рахманиновской фортепианной фактуры. Переведенный в увеличенные масштабы аккордовых пирамид, «пропеллерной» техники, накатов кантилены и неожиданного в таком контексте прозрачного хрустального пиано, в сочетании с пульсирующим энергией оркестром, этот брутальный концепт был рассчитан на фурор. И производил его.

В Кисловодске прозвучала Первая симфония Дмитрия Шостаковича, с именем которого оказалась связана подзабытая в России культурная история крупнейшей на территории Евразии Филармонии на Кавказских Минеральных Водах, отмечающей в этом году свое 115-летие. В ее старинном здании, появившемся на Кавказе практически одновременно с Большим залом Консерватории в Москве, бывали и Рахманинов, Скрябин, Собинов, Рихтер и многие другие. Гергиев в Кисловодске появился в третий раз, но впервые — с Мариинским оркестром. Теперь контакты Мариинки со старейшей филармонией должны наладиться. «Это наш Баден-Баден», — заметил вдохновившийся Гергиев. Еще бы — десять (!) концертных залов в пяти курортных городах, охваченных Филармонией, — возможность организовать практически любой проект на Кавказе.

Главный из них — Культурный центр на Тереке во Владикавказе, чей архитектурный проект недавно публично презентовали. В родном городе Гергиев появился не с оркестром, а с брасс-ансамблем Мариинского театра и Денисом Мацуевым. Вечерний концерт в республиканском Музыкальном театре собрал не просто аншлаг: зал буквально трещал по швам. Пришли все — от президента Северной Осетии Таймураза Мамсурова, правительства республики, всех Гергиевых до студентов училищ, забивших бурными стайками проходы и балконы. Атмосфера напоминала паломническую. По окончании программы — непроходимая толпа у артистической маэстро, разбавленная милицейскими фуражками, камерами, микрофонами. Директор Республиканского колледжа культуры Лариса Цекоева объяснила: «Концерт давно закончился, но народ не расходится. Нас переполняет чувство гордости, что он наш земляк. Каждый его шаг — это всегда весомо, масштабно, неожиданно. Мне кажется, он даже политику подтягивает: доказывает, что музыка, искусство — объединяет».

Завершавший Пасхальный тур концерт в Волгограде совпал с разразившейся трагедией под Смоленском. По погодным условиям из Волгограда не прибыл самолет, и в ожидании рейса все смотрели страшную хронику авиакатастрофы. А в Волгограде в фойе Концертного зала томилась публика, собравшаяся на дневной концерт. Не расходились. Через полтора часа на сцену вышел брасс и открыл программу «Рассветом на Москве-реке», а следом, прямо «с трапа на сцену» появились приземлившиеся наконец Гергиев и Мацуев, исполнившие Третий Рахманиновский. В программе прозвучала и загадочная Девятая симфония Шостаковича — «документ» Победы и времени, запечатлевший ликующий дух 1945 года и сарказм сталинской эпохи, продолжавшей расправляться даже с победителями в войне. И этот сарказм, желчь Шостаковича, разлитые в партитуре, выскочили у Гергиева из «теневой» части двоящейся смыслами симфонии Победы, если и сверкавшей, то не радостью, а возбужденными соло деревянных духовых. Публика подтекст считала точно. Обсуждение впечатлений продолжилось в кулуарах. Говорили о главном — как действительно сегодня не хватает опыта «высокого» переживания через классическую музыку и искусство. Без риторики: что конкретно делать? У Пасхального ответ был.

Ирина Муравьева, «Российская Газета»


« назад