Денис Мацуев: «Нашу публику надо завоевывать кровью»

25 декабря 2011

Тридцать лет для человека — вроде бы и не юбилей. «Итоги, конечно, рано подводить, но это определенная ступень — полжизни, считай, на сцене прожито…» — говорит о себе известный пианист Денис Мацуев.

11 июня ему исполняется 30 лет, и музыкант собирается торжественно отметить в Москве свою первую круглую дату.

Один из самых востребованных в мире русских пианистов, играющий 150 концертов в сезон в самых престижных залах, с удовольствием выступает и на родине. Последние несколько лет он ежегодно дает концерты в Новосибирске. В апреле этого года — на сцене Новосибирской филармонии Денис Мацуев впервые сыграл Сонату си минор Ференца Листа — вершину творческого гения композитора. Тогда же корреспонденту «Ведомостей» удалось взять у музыканта эксклюзивное интервью.

— Новосибирская публика вас уже совсем принимает за своего…

— Хоть я и иркутянин, не могу не признать, что в Сибири центром всегда был Новосибирск, здесь и консерватория, и большие традиции, и многие великие музыканты вышли отсюда. И, конечно, каждый концерт в Новосибирске я играю с особой ответственностью. А на этот раз очень сильно рисковал — первый раз в своей жизни исполнял Сонату си минор Листа, лучшую его сонату, мало того, я ее играю всего неделю. Это был страшный риск. Мне, конечно, не понравилось, как всегда.

— А как мнение наших мэтров? Маэстро Кац вас слушал.

— Да, мне всегда важно, что мне говорят, тем более такие люди, как Арнольд Михайлович. Это действительно живая легенда и достояние Новосибирска. В первую очередь мне важно мнение тех людей, которым я доверяю: моих родителей, моего профессора и, наверное, самого себя. Потому что я сам себя очень редко хвалю. В этом сезоне у меня есть несколько концертов, за которые мне не стыдно, все остальное…

— Однажды вы сказали: когда я играю Листа, мне кажется, что ему бы это понравилось…

— Не знаю, понравилось бы или нет, но я чувствую, в каком стиле он играл, не знаю почему. Это ощущение возникает по книгам, по письмам — недавно я опять был в Будапеште, в очередной раз ходил в его музей, впитывал. Существует мнение, что музыка Листа виртуозная и… пустая. Это абсолютно не так! Листа, я считаю, труднее играть в сто раз, чем Шопена, Шумана, это абсолютно обманчивая легкость. А дебют этой Сонаты — чего греха таить, это шедевр, который очень сложно сыграть. И за неделю я, наверное, сделал невозможное. Конечно, все будет меняться и меняться — это произведение можно играть всю жизнь и находить новую трактовку.

— Похоже, в вашей творческой деятельности наступил новый этап — вы не только концертируете, но и организуете интересные музыкальные фестивали?

— Действительно, в этом году во мне проснулись организаторские способности! Самое главное, что у меня для этого есть возможности. Не просто идеи — а так сошлось в одном месте, что «нашелся» гениальный продюсер Давид Смелянский, который помог мне организовать фестиваль «Крещендо», «нашелся» губернатор Иркутской области Борис Говорин, который оказал мне содействие в организации фестиваля «Звезды на Байкале», «нашлось» Федеральное агентство по культуре и такие спонсоры, как Федосеев, Спиваков, Горенштейн, Образцова, Гаранян, Гродберг, Владимир Владимирович Путин, к которому мы в феврале ходили на прием командой «Крещендо». Поддержка государства — это очень важно для нового исполнительского поколения.

— Так вы сами недалеко ушли от этого возраста, но, тем не менее, уже заботитесь о смене?

— Я стал вице-президентом фонда «Новые имена», который когда-то и мне помог состояться. Мне действительно небезразлична судьба того, что будет за нами. Россия всегда была богата талантами, которые нужно искать, поддерживать и развивать. Мне некоторые коллеги говорят: зачем тебе это нужно? Зачем ты раскручиваешь других? Но мне действительно это почему-то нужно.

— И когда открытие очередного фестиваля?

— «Звезды на Байкале» мы будем проводить раз в два года, следующий состоится в Иркутске в 2006 году. А фестиваль «Крещендо» — ежегодный, он будет выездной, в апреле будущего года планируем провести его в Санкт-Петербурге. А в 2007 году грядет 100-летие Дягилевских концертов, мы хотим повторить эту программу во Франции, в парижском Гранд-Опера. Очень интересная идея, президент поддержал.

— Денис, почему вы, в отличие от многих знаменитых музыкантов, в том числе и новосибирских, все-таки больше работаете в России?

— Я хочу жить дома! Я все-таки русский человек. К сожалению, чтобы получить признание в России, нужно сначала стать известным на Западе. Это стопроцентный парадокс, который только у нас и возможен. Я сдвинул с места мнение, что музыкант, живущий в России, не может сделать карьеру на Западе. Мне плевать на это хотелось, потому что все стереотипы можно разрушить. Сейчас вообще чистой воды классическая музыка, к сожалению, умирает. Могу это констатировать, поскольку бываю в разных странах и вижу, что происходит. Боюсь, что в скором времени мало для кого можно будет последнюю сонату Шуберта или Бетховена играть…

— Даже в хваленой Европе, где в каждом сквере играют классические оркестры?

— Ну, допустим, в Вене играют Моцарта и Штрауса, но они сделали из этого попсу, эпатаж. Вы посмотрите, что творится в театре, какие постановки оперы — великие дирижеры отказываются дирижировать. И это катастрофа.

— И вы тоже идете по этому пути — играете джазовые импровизации на тему «В лесу родилась елочка»…

— Считаю, что это нужно делать, все-таки не выходя за рамки, есть какой-то предел вкусовой… Джульетта не может выходить в джинсах, полуголая и неизвестно чем заниматься на сцене… А импровизация — это подарок тем слушателям, которые знают, что я сделаю «на десерт». Во многом я заразился этим от Владимира Спивакова, который любит эпатировать публику. Для любой аудитории нужно иметь свой репертуар, потому что я о своих слушателях думаю в первую очередь, когда начинаю концерт.

— Вас, кстати, любят и стар и млад…

— И я очень ценю это. Потому что, к сожалению, в России публика очень отличается от зарубежной. Если ты приезжаешь играть дебют куда-то на Запад, публика встает, кричит браво, как бы показывая: да, вот мы с тобой, мы будем смотреть, как ты развиваешься. У нас же первый концерт: «Да, талантливый мальчик, но…» Но не факт, что придут на следующий концерт. Нашу публику надо завоевывать кровью. Я этого добивался почти десять лет.

Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов


« назад