Денис Мацуев: о музыке, культуре и «за жизнь»

15 января 2014

Пианист Денис Мацуев — редкий пример классического музыканта, широко известного не только в узких кругах сообщества «фанатов» классической музыки, но и за его пределами. Это, впрочем, не отменяет того, что Мацуев - представлявший российскую культуру за рубежом с лучшими оркестрами Франции, США, Венгрии, Австрии, Англии, Германии, играющий в Букингемском дворце или же в четыре руки с королём Тайланда, путешествующий по миру с настройщиком рояля, работавшего до этого у самого С. Рихтера,- по-прежнему от души болеет за «Спартак», обожает русскую баню и гордится своим сибирским происхождением. Охотно рассуждая на музыкальные и общечеловеческие темы, Денис, однако, тщательно оберегает личную жизнь от посторонних. 37-летний холостяк только признается, что старомоден, романтичен и ценит настоящие, глубокие отношения.

Самого Дениса раздражает имидж в духе сказки о Золушке, который создали ему некоторые СМИ: никому не известный улыбчивый парень с Байкала оказывается принцем пианизма, вдруг в 1998 году выигрывает конкурс Чайковского и на следующее утро просыпается всемирно известным и обласканным. В общем, сплошные розы в мармеладе. «Если бы в действительности все было так пресно и правильно, жизнь была бы невыносимо скучна» - говорит Денис.

Мировая пресса называет Дениса Мацуева «сибирским Листом», «гением музыки». Он не только пианист, но и прирожденный артист, человек сцены – его интересно не только смотреть, но и слушать. Любит джаз (шутливо называя его своей любовницей), сам немного сочиняет. Он член общественного Совета по культуре при президенте России, но при этом - принципиально не участвует в каких-либо партиях, политических движениях или фракциях, организатор конкурсов юных пианистов, фестивалей «Звёзды на Байкале» и «Crescendo». Его именем названа звезда в созвездии Лиры.

Несколько раз в детстве он ломал руки, но ему всегда удавалось восстановить и разработать моторику пальцев, чтобы они с тем же виртуозным искусством порхали по клавишам, рождая сложнейшие пассы и искрящиеся мелодии. Мацуев считается одним из самых эмоциональных и экспрессивных пианистов нашего времени. Был курьёзный случай - под конец одного выступления в Париже он так разошелся, что у рояля, на котором он доигрывал последние бурные ноты, сломалась ножка, и инструмент с диким грохотом упал на пол. На следующий день французские газеты вышли с эффектными заголовками: «Денис Мацуев завершил концерт специально заготовленным трюком!»

Невзирая на многочисленные и более заманчивые зарубежные контракты Денис убеждённо говорит: «Я обожаю российские гастроли! Они дают мне колоссальную энергетическую подпитку! На эти концерты приходит публика, которая стала мне родной. Это она воспитывает меня на протяжении последних 15 лет. Молодым музыкантам, которые участвуют в возглавляемом мною фестивале «Крещендо», я часто говорю: «Не думайте, что за какие-то три четыре года вас легко примут, полюбят и станут узнавать. Я полтора десятка лет за копейки, а то и вовсе бесплатно колесил по стране! Вообще, российская публика особая. За ней нужно ухаживать, как за девушкой. Нужно постоянно доказывать, что ты ей нужен. Я все время ищу подход к звуку, к инструменту. Каждый концерт - это экзамен перед собой и перед публикой, которую нужно долго-долго зарабатывать. Я не скрываю, что играю для публики, которая приходит в зал, и она мне дорога. Самая лучшая, но и самая трудная публика – русская. У нас не то что профессионала – простого смертного завоевать непросто. Но уж если завоюешь – вот она загадочная русская душа – то могут принять тебя так, как ты даже не заслуживаешь того. Именно концерт в Москве, в Большом зале консерватории самое большое испытание сезона, а не в Карнеги Холл и не в Альберт Холл. Это что-то страшное – мистика, которую не объяснишь словами. Если ты прошел у русской публики, потом уже ничего не страшно – закалка на всю жизнь. Великий Святослав Рихтер в своё время подчеркивал, что публика всегда права…»

И вот впервые за 20 лет пианист Денис Мацуев приехал во Владивосток в рамках гастролей по Дальнему Востоку. В Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре он дал благотворительные концерты в помощь пострадавшим от наводнения 2013 года. На сцене Театра оперы и балета при полном аншлаге он дал единственный концерт.

А на предконцертной пресс-конференции с приморскими журналистами пианист поделился своими планами на будущий год и отметил значимость объявленного Года культуры в России. По словам артиста, это событие - определённый сигнал к тому, чтобы к культуре в стране стали относиться немного по-иному.

«С культуры начинается всё, об этом нельзя забывать. Культура - это наша гордость наравне с недрами и авиазаводами», отметил Денис Мацуев. - «Национальная оборона, социальные проекты - всё это важно, но без культуры невозможно. У многих чиновников отношение к культуре как к чему-то развлекательному. Нужно менять это отношение. Финансирование культуры недостаточное ещё с застойных времен, хотя я знаю, что ваш край не обделён бюджетом и культурными программами. Я знаю, с каким энтузиазмом здесь проводятся множество проектов с приезжими гастролёрами и с местными талантами. У нас есть много уникальных, великих традиций».

Музыкант отметил, что сейчас в российской музыкальной культуре сформировалась фантастическая команда молодых артистов. Русская исполнительская школа, по словам маэстро, царствует во всём мире. Показателем являются результаты многочисленных международных конкурсов. Как отметил пианист, сегодня у молодых талантов появились огромные шансы заявить о себе.

«У нас в стране сейчас филармонический бум. Я очень много гастролирую по России (к слову -в 2013 году Денис дал более 200 концертов!) и вижу, сколько молодёжи приходит на концерты, царит особенная атмосфера. Ещё 10 лет назад такого не было, публика изголодалась по классической музыке. В отличие от Европы и Америки у нас в стране есть сумасшедшее количество возможностей для талантливых ребят. Хотя, несмотря на то, что исторически Россия была славна меценатами, сегодня люди, обладающие огромными средствами, почему-то перестали понимать, что, вкладываясь в культуру, они в итоге получат нечто большее и важное, чем финансовая отдача. Благодаря» телевидению и СМИ вообще, которые подсадили народ на «попсовую иглу», мы можем наблюдать сегодня огромную толпу людей, которая абсолютно ничего не слышала из классики. Говоря «попсовая игла», я не имею в виду музыкальное направление. Просто «попса» стала стилем жизни огромной части населения страны! Это ужасно! Я стараюсь делать всё возможное, чтобы завлечь новое поколение на концерты классической музыки.»

«На самом деле, к сожалению, я и сам, -говорит Денис Мацуев,- не могу назвать героя нашего времени. Телевидение «производит» для нас кумиров, но, увы, большинство из них - выскочки… Нет индивидуальности, нет большого таланта, нет чего-то такого, за что зрителю можно зацепиться… А какие раньше были актеры — Любовь Орлова, Николай Рыбников, Фаина Раневская, Марк Бернес… Когда включаешь телевизор (кроме канала «Культура), открываешь порой газету, начинаешь чувствовать себя подавленно. Получается, что ничего хорошего у нас не происходит. Кому нужны эти стрессы? И с юмором у нас, конечно, не все в порядке. У нас ведь были и есть замечательные юмористы. А сегодня… Зомбировали-зомбировали народ, показывали по ТВ юмор ниже пояса, вот и добились своего: многим нравятся все эти «аншлаги». Дурновкусие продолжает внедряться в зрительскую массу. Не я верю, что нация отупела. Категорически не верю! В провинции, а это отнюдь не плохое слово,- публика изголодалась по высокому искусству».

«В регионах происходят иногда знаковые вещи, и нужно туда перемещаться. Мы постоянно ищем новые дарования, новые имена. И очень много по-настоящему талантливых людей именно в провинции. Так, вчера во Владивостоке прошли мастер-классы с выдающимися педагогами из Москвы. В них приняли участие замечательные ребята, мы обязательно будем за ними следить в дальнейшем.»

И вот на сцене Приморского краевого театра оперы и балета отделении пианист сольно, и как всегда, виртуозно исполнил сонату ми-бемоль мажор Йозефа Гайдна и фортепианный цикл «Карнавал» Роберта Шумана. Эти произведения - часть концерта нового гастрольного тура музыканта по пятнадцати столицам мира, в который он отправится сразу после владивостокского выступления.

Для второго отделения Денис Мацуев подготовил произведение для фортепиано с оркестром. По словам пианиста, ему было просто необходимо познакомиться с «новорожденным» симфоническим коллективом приморского театра. Для первой встречи была выбрана «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова. Также симфонический оркестр самостоятельно исполнил «Славянский марш» Петра Чайковского.

После окончания концертной программы зрители долго не отпускали артиста, и он еще несколько раз садился за инструмент «на бис». «Я нахожусь под большим впечатлением преобразившегося города, от нового театра с его акустикой, -таких площадок совсем немного в России, от одного из лучших роялей «Steinway&Sons» (кстати выбранного на фабрике в своё время при участии самого Дениса). И я рад, что в моей гастрольной карте теперь появился и Владивосток-здесь абсолютно особенная и благодарнейшая публика, она и сцена - просто исцеляют», - поделился на прощанье маэстро Денис Мацуев.

Арсеньевские вести

Сергей Прокопьев 


« назад