В 2015 году конкурсу Чайковского предстоят инновации

14 января 2014

XV Международный конкурс имени Чайковского пройдет в Москве и Санкт-Петербурге с 15 июня по 3 июля 2015 года. В столице пройдут состязания по специальностям «фортепиано» и «скрипка», в Петербурге выступят виолончелисты и вокалисты. Об этом было объявлено на совещании по подготовке форума в Большом театре. 

Возглавила оргкомитет конкурса заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец. В состав оргкомитета также вошли министр культуры РФ Владимир Мединский, худрук Мариинского театра Валерий Гергиев, худрук оркестра «Новая Россия» Юрий Башмет, гендиректор Московской филармонии Алексей Шалашов, ректор Московской консерватории Александр Соколов, ректор Санкт-Петербургской консерватории Михаил Гантварг, председатель Общественного совета при Минкультуры Денис Мацуев, худрук Санкт-Петербургского Дома музыки Сергей Ролдугин, гендиректор Большого театра Владимир Урин. 

В оргкомитет планируется пригласить и культурных деятелей из-за рубежа. Как объявила Ольга Голодец, в ближайшем будущем участникам оргкомитета предстоит определить состав новой дирекции, на этот раз постоянной. 

— Только тогда удастся вывести конкурс на мировой уровень, — сказала г-жа Голодец. — Помимо конкурса должно быть очень много событий: мастер-классы, встречи педагогов. Мероприятия начнутся задолго до конкурса и продолжатся во время его.

Идею постоянной дирекции поддержал Владимир Мединский: по его словам, самое важное — подобрать людей, для которых конкурс Чайковского был бы «делом всей жизни». При этом остро встал вопрос о финансировании: как отметил Алексей Шалашов, избранной дирекции приходится подавать документы на тендер на общем основании, в то время как с постоянной дирекцией такое невозможно. 

— Мы найдем способ финансирования, определим юридическую форму, — отреагировал министр культуры. 

Конкурсантов ныне будут отбирать не по записям, а вживую. С этой идеей обратился к маэстро Гергиеву пианист Денис Мацуев. 

— Необходим живой отбор, возможно, с онлайн-трансляцией в интернете, — уверен артист. 

По мнению членов оргкомитета, такой способ отбора поднимет престиж конкурса в России и за ее пределами. Ольга Голодец предложила ввести новое понятие: партнер конкурса Чайковского. 

— Одни мы не справимся, нужно внести инновацию. Выбрать 30 отборщиков, может быть, взять на себя их расходы. Они сначала проведут отбор в своих странах, а окончательный — в России. Привезти 600 конкурсантов — это достижение. Можно привлечь как бюджетные, так и внебюджетные средства, — заметила председатель оргкомитета. 

На вопрос, не лучше ли членам отборочного жюри разъехаться по континентам в поисках достойных кандидатов, Ольга Голодец отреагировала отрицательно: «Привезти сюда будет дешевле. К нам мы везем молодых артистов, а туда — звезд». 

Членам оргкомитета было дано задание: подготовить список возможных партнеров до 1 февраля. 

— Если какие-то страны окажутся не охваченными, обратимся к ним на политическом уровне, — резюмировала вице-премьер. 

Впервые за историю конкурса планируется ввести новую, открытую систему голосования. Как показала практика прошлого соревнования, система с компьютерным подсчетом голосов себя не оправдала. 

— Ни один член жюри не понимал, что это такое, — сказал член жюри Денис Мацуев. — Тогда я предложил коллегам еще до компьютера обсудить возможные результаты. Слава богу, они совпали. Но если мы введем систему оценки не баллами, а решением «да или нет», это будет революционное решение. 

За предложение Мацуева выступил и худрук компании Kawai Петер Гроте. 

— Музыка — это искусство, а не математика. Каждый должен видеть, кто как голосовал, и иметь возможность выяснить, почему не прошел в следующий тур тот или иной музыкант, — уверен Гроте. 

Участники заседания решили учиться на ошибках прошлого конкурса. Ректор Московской консерватории Александр Соколов подчеркнул, что жюри без председателя себя не оправдало: обязательно должен быть тот, кто отвечает за конечный результат.

Не стоит впредь приглашать на каждый тур и новых судей: это, по мнению Александра Соколова, лишь добавляет нервозности участникам: «Как меня будет оценивать член жюри в концерте с оркестром, если он не слышал сольного тура?». 

Стоит обратить внимание и на обиды публики: после окончания третьего тура часть слушателей буквально ночевала у стен консерватории, чтобы узнать имя победителя, но его назвали лишь на церемонии закрытия. И впервые за историю конкурса официальная церемония закрытия из праздника музыки превратилась в мероприятие сугубо протокольное. 

— С точки зрения телевидения финал решает всё. Это имеет колоссальное значение. В прошлый раз было чрезвычайно скучно. Нужно, чтобы конкурс закончился музыкальным действом, а не бесконечной чередой вручаемых дипломов, — уверен главный редактор телеканала «Культура» Сергей Шумаков. 

По мнению Дениса Мацуева, разделение финального этапа конкурса на два дня нарушает многолетние традиции.

— Всегда играли два концерта вместе, подряд. Это было испытание на выносливость, закалку, — заявил Мацуев. 

Под вопросом осталось необходимое количество оркестров и залов — выбрать достойных из представленных списков членам оргкомитета предложено до 1 февраля. Тогда же определится маршрут победителей конкурса — для них предусмотрено турне по городам России. 

Международный конкурс имени Чайковского проводится с 1958 года с периодичностью раз в четыре года. Первый смотр проходил по двум специальностям — «фортепиано» и «скрипка», в 1962 году в состязания была добавлена специальность «виолончель», в 1966 году — «вокал». 

Первыми лауреатами конкурса были Ван Клиберн и Валерий Климов. В дальнейшем победителями становились Владимир Крайнев, Михаил Плетнев, Денис Мацуев, Виктор Третьяков, Елена Образцова, Тамара Синявская и другие выдающиеся музыканты. 

Читайте далее в "Известиях"


« назад