ОБЗОР ПРЕССЫ "Урок московской школы"

25 декабря 2011

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии открылся музыкальный фестиваль Crescendo.

Организаторы утверждают, что фестиваль предъявляет миру «новые имена российской исполнительской школы». Эта школа оказалась, за редкими исключениями, московского происхождения, а уж чего там точно нет, так это петербургских исполнителей.

Такое местничество вдвойне странно, потому что учредителями фестиваля выступают не только Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и Российское театральное агентство, но и комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга. Неужели там никто, подписываясь под учредительство, не заметил пианисту и директору фестиваля Денису Мацуеву, что российская исполнительская школа его друзьями и однокашниками по Московской консерватории не ограничивается? То, что слона, то есть петербургскую исполнительскую школу, старейшую, а теперь на равных конкурирующую с московской, так и не заметили, выглядит на этом Crescendo особенно вызывающе, потому что организаторы решили провести его в Северной столице. Фестиваль шикарно обставлен, что говорит о продюсерских талантах господина Мацуева — вдохновителя Crescendo. Господдержка, приветствие президента, грамотный PR, умело продуманные программы, неувядающий Святослав Бэлза в качестве конферансье-распорядителя (он будет вести шесть из десяти концертов фестиваля). Наконец, исполнители: если отбросить в сторону обиды, то москвичи привезли действительно сильных музыкантов — молодую элиту исполнительского цеха.

Это стало ясно уже на концерте-открытии. Он достался виолончелистке Татьяне Васильевой. Строго говоря, она не москвичка, а совсем наоборот — из Новосибирска. Но училась в Центральной музыкальной школе в Москве, вооружаясь там именно московской исполнительской традицией. Она из вундеркиндов, с 12 лет играет по всему миру, причем в самых отменных залах. Сначала как чудо музыкальной педагогики, потом, повзрослев, как серьезный, думающий музыкант. Победив в VII Международном конкурсе виолончелистов имени М. Ростроповича, госпожа Васильева подтвердила статус одной из лучших в своем деле. А этот инструмент, между прочим, физически крайне сложный для исполнителя. Не всякая женщина отважится связать с ним свою трудовую жизнь и уж тем более обскакать в этом ремесле мужчин. Не исключено, что Татьяна Васильева повторит блестящую музыкантскую карьеру Наталии Гутман — лучшей на сегодня виолончелистки в мире.

Вместе с Юрием Темиркановым и его заслуженным коллективом республики оркестром Санкт-Петербургской филармонии Татьяна Васильева сыграла Первый виолончельный концерт Дмитрия Шостаковича. Сыграла его в точности так же, как Мстислав Ростропович на премьере в 1959 году в этом же зале. Вообще, по ее игре хорошо заметно, на кого она равняется. И в данном случае правильно делает: исполнение Ростроповичем этого концерта давно уже стало эталонным. Да и как иначе: автор посвятил ему этот опус и обсуждал детали исполнения на репетициях перед премьерой. «Сыграть как Ростропович» — значит невероятно жестко и с нечеловеческой виртуозностью. Концерт очень сложный технически и достаточно продолжительный, чтобы к финалу вымотать солиста до предела. Хрупкая и миловидная Татьяна Васильева справилась с этим тяжелым физическим трудом, совершенно не потеряв в качестве.

Кроме этого оркестр ЗКР предложил публике очень убедительную Первую симфонию Сергея Прокофьева, начав с нее концерт, и совсем неубедительную Седьмую Бетховена во втором отделении. В первом случае — блестящая, тонкая и остроумная мысль, во втором — тусклая, прямолинейная и скучная. И если первая часть Седьмой вышла как минимум благополучной, то совсем обидно было за знаменитое Allegretto — вялое и бесхарактерное. Видимо, виолончельный концерт Шостаковича вымотал не солистку, а оркестр.

Владимир Раннев, журнал «Коммерсантъ в Санкт-Петербурге»


« назад