ОБЗОР ПРЕССЫ "Мацуев Денис — всемирно известный пианист"

25 декабря 2011

Нашего земляка — музыканта Дениса Мацуева — во всем мире называют «сибирской Золушкой». Улыбчивый парень с Байкала ростом под два метра с копной курчавых волос сегодня звезда мировой классической сцены — его сравнивают с самим Рихтером. К двадцати годам Денис давал концерты в 42 странах мира и стал солистом Московской государственной академической филармонии. В двадцать три выиграл конкурс Чайковского и на следующее утро проснулся знаменитым. Выступал в Ватикане перед Папой Римским, в Букингемском дворце перед английской королевой, играл в четыре руки с королем Таиланда на фестивале Эндрю Ллойда Вебера в Лондоне. В Иркутске Денис прожил пятнадцать лет, потом уехал в Москву. Но связи с родным городом не теряет — до сих пор пьет чай с молоком «по-сибирски», называет себя «приезжий мальчик из Иркутска» и неизменно ездит отдыхать на Байкал, здесь черпает энергию. А в сентябре во второй раз организует фестиваль «Звезды Байкала». И билеты снова раскупят за пару часов.

Музыка — по барабану

Все началось с родителей. Мама Дениса, Ирина Дмитриевна, была преподавателем по классу фортепиано. Отец, Леонид Викторович, заведовал музыкальной частью иркутского драмтеатра, ставил спектакли в театральном училище, писал к ним музыку, и, когда надо, сам садился за рояль. Впрочем, музыкальными были и бабушки. Когда они играли в четыре руки, в дом Мацуевых сбегались все соседи. Так что глупо спрашивать: «И откуда у мальчика такой талантище?».

В три года Денис услышал по телевизору мелодию прогноза погоды — «Я прошу тебя простить, как будто в небо птицу отпустить...», подошел к пианино и одним пальцем наиграл услышанное. Причем с математической точностью. Родители, недолго думая, отдали свое чадо в музыкальную школу, хотя музыка была мальчику «по барабану». Все эти гаммы, этюды он терпеть не мог — скукота. А вот во двор тянуло — мальчишки, футбол! Мяч гонял так самозабвенно, что постоянно ломал руки. Когда в Иркутск приехали собиратели талантов — благотворительный фонд «Новые имена» Леониду Викторовичу стоило больших усилий уговорить сына сходить на отборочный концерт.

— Я не хотел идти, — рассказывает пианист. — Но папа силой заставил. В тот день я успел и в футбол поиграть, и на прослушивание сходить. В общем, судьба. Если бы я уперся тогда, неизвестно, кем бы стал. До сих пор играл бы в футбол...

В Москву, в Москву!

В 1991 году Дениса пригласили в Центральную музыкальную школу (ЦМШ) при консерватории, и он поехал в Москву. В первое время жил у родственников, а потом родители все бросили в Иркутске и переехали в столицу, в однокомнатную квартиру на проспекте Маршала Жукова.

— Я занимался на пианино «Тюмень», они варили обеды, ужины, завтраки, вместо того чтобы работать. Все для меня делали, — рассказывает Денис. — Что до музыки, то никто не знал, чем все это закончится. Мне нравился артистический образ жизни, выступать перед публикой, но до поры я не думал всерьез о том, что это станет моим хлебом насущным. Все сомнения разом развеяли «Новые имена» под руководством Иветты Вороновой. Если бы не их моральная и материальная поддержка в виде стипендий, концертов, биржи, ничего бы и не было. Тогда я впервые почувствовал призвание, что мое место на сцене. Помню, как попал на прослушивание на программу «Утренняя звезда». Участвовал в самой первой передаче. Играл в свитере ведущего, Юрия Николаева. Фрака и смокинга у меня не было. А потом стал выступать за границей, общался с замечательными музыкантами, профессорами консерваторий.

«Фабрика звезд» — полное дерьмо

Сегодня попасть на классическую эстраду — один шанс из миллиона. Это своеобразный замкнутый круг, который нужно пробить едва ли не лбом. Ведь в нем свои кланы, предпочтения, не любят там новых людей. Денису Мацуеву повезло — через головы он не полез, и наступать на них не стал, а победил на конкурсе Чайковского и начал мировую карьеру.

— Представьте, — возмущается он, — такие конкурсы проходят раз в 4—5 лет и только первая премия дает счастливый билет! Это огромная трагедия нашей профессии, что тысячи музыкантов остаются невостребованными. Ведь есть множество талантливых людей, которых никто не знает.

Для этого, кстати, в прошлом году мы организовали фестиваль молодых талантов Crescendo (в переводе с итальянского «крещендо» — нарастание. — Авт.). Хотели доказать, что русская исполнительская школа существует. Сделали команду, показали семь убойных концертов: с большим симфоническим оркестром и Федосеевым, камерную программу с балетом, шоу-концерт с Георгием Гараняном — все играли джаз, закрытие было грандиозное! И до того был громадным успех «Крещендо», нарастание в прямом смысле слова, что мы даже побывали на приеме в Кремле и два часа беседовали с президентом о проблемах культуры. Про гранты говорили. Это все-таки великое дело — гранты оркестрам! Никогда такого не было, чтобы они получали несколько тысяч долларов в месяц. Совсем недавно Госоркестр подрабатывал по ночам частным извозом. Кстати, Путин спросил и про «Фабрику звезд». Что отвечать? Честно же нужно: «Полное дерьмо». Нашелся коллега, гениальный ответ выдал: «Знаете, я в Берлине живу, смотрел там „Фабрику звезд“. Наша — на голову выше».

Шайбочка не должна расти

Несмотря на известность, более чем хорошие гонорары пианист нисколько не «зазвездился»:

— Я до сих пор не могу понять, что такое слава. Мне главное собраться с друзьями, но абсолютно нет времени. И я никогда не загибаю заоблачных гонораров за свои российские гастроли. Мы с Московской филармонией бьемся над ценовой политикой билетов. Всегда занижаю. Потому что знаю, что для кого-то и сто рублей — большие деньги.

Ради публики я готов ехать на край света. Зимой ездил в Новокузнецк. Была нелетная погода — посадили в Кемерово. В итоге опоздал на два часа на концерт. И публика ждала. Тут сразу забываешь про усталость, метель, безумную дорогу. Наша публика самая благодарная, загадочная русская душа. Даже простой слушатель, непрофессиональный, все каким-то непонятным образом чувствует. Всегда говорю молодым: если ты прошел русскую публику — тебе ничего не страшно.

Поклонницы? И в любви признаются, и за кулисы пробираются, просят расписаться на дисках. Критикуют за сидячий образ жизни. Да, запустил я себя, раздался вширь — сказываются частые перелеты, смена часовых поясов, сбои в режиме. Безусловно, артисту надо внимательнее следить за своей внешней формой, чтобы шайбочка не росла. Вот без спорта в любом случае не могу — хожу на матчи, болею всей душой. Когда был дома, ходил на матч «Сибсканы». Я бывал на Мараккане в Рио-де-Жанейро, на Уэмбли, но такой раскаленной атмосферы, как у нас в Иркутске, еще не видел — 30 тысяч болельщиков с флагами на пределе человеческих эмоций!

Факс от Эндрю Вебера

К своему творчеству Денис очень критичен. Не любит читать интервью с собой в главной роли, недоволен, как играл еще года 3-4 назад. Сегодня вчерашние успехи кажутся ему незаслуженными, более того — страшным провалом. Главными судьями выступают родители:

— Это такой стабилизатор. После концерта, где мне из зала кричат «браво!», прихожу домой на ковер, и мама с папой говорят, что все было бездарно, ужасно. В общем, страшный втык получаю, и это отлично подстегивает. На практике я проверил, что поражение обязательно влечет за собой победу.

А вот публика пианиста Мацуева, напротив, боготворит — английская королева, Билл Клинтон, Борис Ельцин, генералы НАТО, арабские шейхи... Эндрю Ллойд Вебер (автор нетленных рок-опер «Кошки», «Иисус Христос-Суперзвезда», «Эвита», «Призрак оперы» и др.) лично приглашал Мацуева на собственный фестиваль в Лондон, где молодой пианист впервые в истории этого музыкального форума играл классическую программу. Вебер прислал ему факс: «Я в этом не сомневался. Твой Эндрю». Сообщение до сих пор хранится у Дениса под стеклом.

— Это не бравада какая-то, — говорит он, — что я играю на правительственных концертах. Мне интересна любая публика. Хотя многие ругают: «Зачем, мол, ты играешь на Дне милиции?» А почему я должен отказываться? Был такой случай. Расплачиваюсь в такси, а водитель говорит: «Не надо, я ваш поклонник. Посмотрел выступление на Дне милиции и пришел на концерт, вы Бетховена играли».

В сентябре Денис Мацуев приедет в Иркутск — на второй музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале». А в музыкальном театре уже дают прогноз: билеты на концерты фестиваля разойдутся, как горячие пирожки. Достать лишний билетик будет невозможно даже через знакомых. Сам музыкант ждет этой поездки:

— Я концертировал почти на всех континентах, увидел 50 стран мира, люблю многие уголки, маленькие места в Париже, Лондоне, Сиднее, обожаю Японию, Корею. Недавно ездил в Бразилию и полюбил ее. Это уникальная страна, там такая публика, атмосфера карнавальная, футбольная. У них нет ни копейки денег, а они веселятся, танцуют, такие оптимисты, не жалуются никогда... Но где бы я ни находился, хочется вернуться домой, на Байкал. Это уникальное энергетическое место, которое тянет постоянно. Какая-то аура, атмосфера, непонятно что...

Справка «Копейки»

Денис Мацуев родился 11 июня 1975 года в Иркутске в семье музыкантов. В 1993 году на Международном конкурсе пианистов в Йоханнесбурге завоевал I премию и поступил в Московскую консерваторию. В 20 лет (1995) получил статус солиста Московской государственной филармонии. Весной 2005 года в Москве воплотилась в жизнь его мечта — фестиваль молодых талантов Crescendo, который будет ежегодно проходить в разных городах России и мира. Владимир Путин официально заявил о поддержке этого фестиваля Правительством России.

Сейчас пианист дает 150 концертов в сезон в самых престижных залах мира. Выступает с лучшими российскими и зарубежными оркестрами под управлением выдающихся дирижеров — Спивакова, Башмета, Леви, Федосеева, Фишера. Его диск Tribute To Horowitz завоевал премию «Рекорд 2005» в категории классической музыки как самый популярный и продаваемый.

В созвездии Лиры есть звезда Денис Мацуев, а его лично узнают даже таксисты и наотрез отказываются брать деньги. Он трижды ломал левую руку. Один раз во время драки. Защищал девушку и доказывал, что группа Modern Talking — это ужасно! После очередной такой травмы выучил Концерт для левой руки Равеля.

Елена Мухина, газета «Копейка»


« назад