ОТЗЫВ ПРЕССЫ "Мацуев Денис на «Худсовете». «Крещендо» — фестиваль молодых"

24 декабря 2011

10 февраля в Москве стартовал фестиваль «Крещендо». Интересен он прежде всего тем, что его арт-директор — Денис Мацуев, а участники — 14 музыкантов — пианистов, скрипачей, виолончелистов, многие из которых больше известны на Западе, чем в России.

Музыкальный термин «Крещендо» — означает «играть, увеличивая силу звука». Таким, судя по всему, и будет фестиваль «Крещендо». Возраст участников и создателей музыкального смотра совпадает — до 30-ти. Пианист и арт-директор «Крещендо» Денис Мацуев решил сделать фестиваль не для открытия новых имен, а для утверждения нового музыкального поколения. Цель у Мацуева вполне определенная — пусть молодые музыканты сначала станут известными на родине, а уж потом уезжают за границу, конечно, если захотят. На открытии ожидается что-то совершенно сенсационное — за пульт Большого симфонического оркестра вместо Владимира Федосеева встанет молодой дирижер Денис Лотоев, и прозвучит премьера нового сочинения Гии Канчели с символичным названием «Возвращение в детство».

7 февраля 2005 года Денис Мацуев был гостем студии «Худсовета».

— Денис, Вы скоро станете рекордсменом по количеству собственных фестивалей: в сентябре был фестиваль в Иркутске, в феврале будет фестиваль в Москве. У меня возникает естественный вопрос — зачем? Зачем пианисту, у которого расписана каждая минута и за передвижениями по миру которого сложно уследить, еще один фестиваль?

— Потому, что мне это действительно нравится. В этом году я обнаружил у себя какие-то организаторские способности. Мне кажется, что этот фестиваль, он, конечно, отличается от иркутского тем, что на иркусткой земле были мэтры преимущественно, такие как Спиваков, Образцова, Гаранян и многие другие. А здесь задача в том, чтобы собрать молодую команду и показать, что новая русская исполнительская школа не умерла, что она существует. Понимаете, до недавнего времени существовала такая мысль, что, якобы, если музыкант живет в России, он не может сделать карьеру на Западе. Это абсолютно не так, что я, в общем, и доказал: можно жить здесь и играть везде, имя у тебя может быть где угодно. Но есть такое же мнение, «если у тебя нету карьеры на Западе, ты не будешь востребованным в России». Это парадокс. Я считаю, что русский музыкант должен жить дома. Вообще, неважно, где живет музыкант — музыкант живет в самолете, но русский музыкант, я считаю, ему лучше дома.

— То есть Вы играете с этими парадоксами. Чаще всего мы говорим «фестиваль» — подразумеваем человека. Мы говорим «Московский Международный кинофестиваль», подразумеваем — Никита Михалков, говорили «Кинотавр», подразумевали — Марк Рудинштейн. Насколько состав, концепция, наполнение фестиваля «Крещендо» определяет личный вкус Дениса Мацуева?

— Вы знаете, со всеми из участников (а их 14), естественно, я по программе советовался, мы всё вместе это решали. Я не знаю точно, каки по программности должен быть этот фестиваль, но в этом фестивале каждый из участников будет играть то, что есть у него лучшего. Я говорю: «Вот ты хочешь играть это произведение — играй!». Никакой концепции и отдельной программности у фестиваля нет. Это действительно для утверждения русской исполнительской школы.

— Как Вы подбирали участников? Это был вопрос долгого поиска или телефонного звонка по номеру из записной книжки?

— Во-первых, в России всегда было большое количество талантов, а во-вторых, эта команда преимущественно, конечно, все мои друзья, с которыми мы учились и в ЦМШ, некоторые из Гнесинки и из Консерватории. Многие уехали отсюда, и я не пытаюсь их возвратить. Действительно, этот фестиваль нужен для того, еще раз повторяю, для утверждения нового поколения. Новая исполнительская школа существует, она не умерла.

— Вы сами сыграете?

— Обязательно, три раза.

— Что?

— Один концерт будет в Большом театре, с Пермским балетом. Балет называется «Бале Империаль» в постановке Баланчина, это одноактный балет. Рояль будет стоять на подиуме в партере, Большой симфонический оркестр будет сидеть в яме, а Пермский балет будет танцевать вот этот одноактный балет Баланчина. Это будет открытие, я считаю, для московской публики, хотя этот спектакль уже получил «Золотую маску» в прошлом году. Потом будет огромный шоу-концерт, как я его называю, с биг-бендом Георгия Гараняна в Зале Чайковского. Все вот эти ребята будут играть джаз.

— Классические ребята?

—Да, классические ребята. Не все, но пять или шесть человек будут участвовать в этом концерте. Еще мало кто знает, что будем играть...

— То есть это будет джем-сейшн?

— Это будет сейшн, да. Где-то около трех часов это будет идти. Я буду играть на закрытии, с оркестром БСО, с Владимиром Ивановичем Федосеевым, также там будет играть Борис Андрианов, Борис Бровцын и Михаил Симонян, интересная программа очень.

Полина Ермолаева, «Телеканал Культура»


« назад