ОБЗОР ПРЕССЫ "Мацуев/ Российский Национальный Оркестр/ Дирижер Дмитрий Лисс, Концертный зал имени королевы Елизаветы, Лондон"

24 декабря 2011

Если вы наткнетесь на потерянное произведение — обязательно исполняйте его: молодой российский пианист Денис Мацуев поддержал публикацию своего компакт-диска «Неизвестный Рахманинов» концертом, на котором, помимо прочих произведений, исполнил «гвоздь программы» — фортепьянную версию Сюиты для оркестра, которую известный композитор написал, когда ему было 18 лет. Сознательный ученик, будущий гениальный композитор тогда старался получить одобрение Чайковского: хотя в оркестре консерватории не оказалось достаточно инструментов, он переписал это произведение так, чтобы исполнять его самостоятельно. Однако, неизвестно, выступал ли он с ним сам.

На протяжении первой половины концерта Мацуев доказывал, что тонко чувствует художественную связь с великим композитором прошлого. Первый концерт для фортепиано Рахманинова является менее зрелым и точным по сравнению с его более поздними произведениями, и оркестр, которым дирижировал Дмитрий Лисс, мог бы дать солисту больше простора, однако Мацуеву удалось исполнить его наилучшим образом, ответив на сложную игру струнных инструментов ярким соло на фортепьяно. Игра пианиста в дальнейшем была удивительно точной, как и мелодичность его линии на протяжении всего концерта. Прозвучала прекрасная и завораживающая каденция, наполненная силой, а в финальной части концерта его уверенность воодушевляла.

Но, несмотря на искусность исполнителя, «новое» произведение не произвело сильного впечатления. Начало Аллегро имело явные черты произведения Рахманинова, однако середина больше напоминала Шопена. Далее прозвучал менуэт, похожий на произведения Сметаны, а в заключительной части — галоп, который мог бы быть написан любым неизвестным «салонным» композитором конца 19 века. Мацуев сумел сыграть менуэт так, чтобы он звучал очаровательно...

Что теперь? Рахманинов учился ремеслу и искал свой стиль, а это произведение — ученический опус. Редактированный вариант Второй сонаты для фортепьяно, который Мацуев исполнил после первого произведения, позволил его гению раскрыться во всей полноте, Мацуев показал себя настоящим мастером. Благодаря его редкому дару, ноты словно раздвигали окружавшую его тишину. В его руках вулканическая власть заключительного движения была под полным контролем. Безупречно исполнив три произведения на бис, он оставил зрителей одухотворенными. Не пропустите его следующее выступление.

06.12.07

Михаэль Черчь, «The Independent»


« назад