ОБЗОР ПРЕССЫ "Денис и его команда"

24 декабря 2011

Заключительные концерты музыкального фестиваля «Крещендо» на минувшей неделе прошли в Тель-Авиве (Израиль)

В них приняли участие пианист Денис Мацуев, Российский национальный филармонический оркестр и камерный оркестр «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова, джаз-банд Георгия Гараняна, виолончелист Борислав Струлёв, гобоист Алексей Огринчук, скрипач Борис Бровцын и т. д.

Израильская публика — избалованная в хорошем смысле этого слова. Но аншлаги и крики «браво!», звучавшие из зала на каждом концерте, ещё раз подтвердили: Россия остаётся музыкальной державой № 1 в мире и сдавать эти позиции не собирается.

Музыковед Святослав Бэлза сравнивает «Крещендо» со знаменитыми Дягилевскими сезонами начала ХХ века. Вот только Дягилев знакомил с российскими талантами искушённую европейскую публику, а «Крещендо» представляет российские таланты российским же слушателям. Участники фестиваля, который четыре года назад организовали пианист Денис Мацуев и профессор РАТИ, глава Российского государственного театрального агентства Давид Смелянский, за рубежом известны гораздо больше, чем на родине. Алексей Огринчук, к примеру, стал первым русским музыкантом, который приглашён соло-гобоистом в Амстердамский королевский оркестр, Айдар Гайнуллин — единственный баянист, выступавший в Большом зале Берлинской консерватории с симфоническим оркестром. На концерте в Тель-Авиве он исполнял «Либер танго» Пьяццоллы. Баян в его руках страстно дышал, вызывающе отбивал каблуками ритм по дереву танцпола, хрипло нашёптывал что-то, как саксофон. «Это танго я играл на золотой свадьбе Ростроповича и Вишневской, — рассказывает Гайнуллин. — В середину я вплёл марш Мендельсона, а потом снова вернулся к танго. Ростропович не выдержал и вытащил Вишневскую танцевать». Скрипач Борис Бровцын, собравший целый букет международных премий, теперь выступает с известнейшими оркестрами мира, виолончелист Борислав Струлёв как солист дебютировал на сцене «Карнеги-холла» и за эти годы играл чуть ли не перед всеми президентами и королевскими фамилиями мира.

Так что «Крещендо» — это не только фестиваль, это ещё и ответ пессимистам, которые заламывают руки, причитая, что, мол, с уходом Ростроповича, Ойстраха, Рихтера российская музыкальная школа умерла. Да нет же, российская музыкальная школа пребывает в полном здравии, и связь поколений не прервалась. Ведь всем вышеназванным музыкантам по 30 лет, у них впереди — годы и годы блестящей карьеры. «Это новое поколение — очень мощное, — говорит Давид Смелянский. — Оно другое. Они не ждут, что кто-то займётся их карьерой, а строят её сами».

О чём действительно нужно кричать, так это о том, что этим молодым талантам в России негде работать. Потому что оркестров высокого уровня наберётся десяток на всю страну. Им негде выступать — концертных залов с хорошей акустикой ещё меньше, чем оркестров. Поэтому они и уезжают в Амстердам, Берлин, Лондон, Нью-Йорк. Но раз за разом повторяют: «Мы — российские музыканты».

Когда российские спортсмены стали привозить с соревнований всё меньше медалей, власти спохватились, и теперь в стране активно строят катки и стадионы. С музыкой всё не так плохо. Пока. Но, может, лучше не доводить ситуацию до критической и рядом со стадионом уже сейчас начать строить концертный зал? В 2009 г. «Крещендо» пройдёт в Самаре. Все музыканты готовы приехать туда. Теперь хорошо бы, чтобы и власти наши оказались готовы встретить их так, чтобы они захотели остаться в России.

Юлия Шигарева, «Аргументы и факты»


« назад