ОБЗОР ПРЕССЫ Денис Мацуев в эфире Радио «Культура»

24 декабря 2011
Досье

Денис Мацуев родился в 1975 году в Иркутске в семье музыкантов (отец — пианист и композитор, мать — преподаватель фортепиано). После окончания иркутской музыкальной школы продолжил образование в ЦМШ в классе преподавателя В.В.Пясецкого.

В 1991 году Денис Мацуев становится лауреатом Международного Благотворительного фонда «Новые имена». Важным этапом его творческой биографии стала блестящая победа на Международном конкурсе пианистов в Иоганнесбурге (ЮАР), где он был удостоен Гран При.

В 1994 году Денис поступил в Московскую консерваторию в класс народного артиста России профессора А.А.Наседкина, а с III курса занимался в классе народного артиста России, профессора С.Л.Доренского.

С 1995 года Д. Мацуев много концертирует. Он выступал с ГАСО под управлением Е.Светланова, с оркестром МГАФ, с ГСО, с Российским национальным оркестром, а также с зарубежными оркестрами — Токийским Национальным Симфоническим оркестром, Бухарестским Национальным Симфоническим оркестром.

В 1998 году Д.Мацуев стал лауреатом Международного конкурса пианистов в Париже. Летом того же года музыкант удостаивается самой большой в своей пианистической карьере конкурсной награды: он становится лауреатом I премии престижнейшего XI Международного конкурса имени П.И.Чайковского.

Пианист выступает в лучших концертных залах России. Много гастролирует за рубежом. Записал восемь альбомов. Релиз последнего состоялся 10 ноября 2005 года. В альбом вошли «Времена года» П.И.Чайковского и фрагменты из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского.

Разговор пойдет о новом сольном альбоме.

Денис Мацуев — Почему именно эта программа? Знаете, по многим причинам. Во-первых, самое главное — просто я очень люблю эту музыку. Я ее очень много играл и решил записать ее. Я долгое время не записывался специально, потому что не чувствовал себя готовым к записи. Потому что запись — это, в общем, то, что мы оставляем на долгие-долгие годы. Я считаю, что — мне уже начинает не нравиться, кстати говоря, то, что я сделал, но все равно — это лучшее, что было, допустим, год-два назад. Я считаю, что «Времена года» я сейчас именно готов уже записывать. Также и «Петрушку». Действительно, это одни из самых моих любимых произведений. Я много говорил, кстати, о том, что очень странно, что «Времена года» очень редко исполняются за рубежом, не очень популярное произведение. Может быть, они знают некоторые фрагменты, но как цикл оно исполняется очень редко.

Денис Мацуев — Я был абсолютно нормальным ребенком. Может быть, я и считался вундеркиндом у себя в Иркутске, но я этого не чувствовал и никогда даже об этом не задумывался, потому что детство у меня было абсолютно нормальное, хотя я и был домашним ребенком. Точно найти и распознать талант — это особое искусство. Я считаю, что я им не обладаю. Я вообще не преподаю, к сожалению, может быть. Может быть, у меня нет к этому таланта и жилки такой педагогической. Не знаю, может быть, у меня получается увидеть в маленьком ребенке предчувствие.

Денис Мацуев — Я много говорю о том, что я не люблю студийные записи, потому что живая атмосфера концертов — она передает гораздо лучше атмосферу, нежели когда ты сидишь при микрофонах и ты должен представлять, что сейчас перед тобой публика и какое-то действие. Это особое искусство. Я не знаю, получается у меня это или нет, но я считаю, что я пытаюсь, но это очень сложно.

Денис Мацуев — Я был, наверное, обречен на то, чтобы играть на рояле, потому что мои родители — пианисты, и мама и папа. Мама — педагог фортепиано, папа, помимо того, что он пианист и педагог, он еще и композитор и мой педагог, поэтому они меня очень долгое время, конечно, не приучали, но все разговоры и атмосфера в доме была только о музыке, и я с детства слушал очень-очень много разной музыки и сам подошел в три года к пианино «Тюмень», которое у меня стояло тогда, и наиграл одним пальцем, почти повторив мелодию из погоды, которая шла в программе «Время». Они поняли, что, в общем-то, можно мальчика отдавать учиться в музыкальную школу по классу фортепиано. На скрипке я бы никогда не научился играть и до сих пор не могу понять, как они играют на этом инструменте, потому что я считаю, что это просто героические люди, которые...Какая-то йота, миллиметр — это уже другая нота. Я не представляю. Я преклоняюсь перед скрипачами, вообще перед струнниками, хотя на контрабасе — это немножко побольше — я иногда играю...

Елена Чишковская, программа «Действуюшие лица»


« назад