ОБЗОР ПРЕССЫ "И мастерство, и вдохновенье..."

24 декабря 2011
...продемонстрировали молодые участники фестиваля "Crescendo".

Завершился II музыкальный фестиваль молодых исполнителей "Crescendo". Его участники демонстрировали свое искусство в течение двух недель. Именно они, по выражению председателя комитета по культуре Николая Бурова, будут «определять музыкальное лицо России XXI века». Каким же видится это лицо?

Приходится признать, что перед нами двуликий Янус. С одной стороны, исполнители, обладающие отчетливо выраженной индивидуальностью. С другой — обвешанные лауреатскими медалями нивелированные артисты, которые ничем, кроме безупречной техники, привлечь не могут. Как правило, чтобы стать лауреатом, надо понравиться жюри, которое представляют музыканты с разными вкусами. Поэтому играть надо так, чтобы, по возможности, никого не раздражать «своим видением» программы. Известно, что телеграфный столб — это хорошо отредактированная сосна... Таким же «столбом» часто кажется игра обладателей множества лауреатских званий.

Например, скрипачка Алена Баева к 20 годам завоевала семь премий на различных конкурсах. С одинаково холодной виртуозностью и бесстрастной правильностью она сыграла на фестивале и 2-ю сонату Прокофьева, и концерт Глазунова, причем концерт — по нотам (попробовала бы она позволить такое на конкурсе!). У пианистки Екатерины Мечетиной семь премий. Она блистательный виртуоз. Но исполнение ею 2-го концерта Сен-Санса не оставило никакого впечатления. Это не значит, конечно, что невнятное проявление творческой индивидуальности связано исключительно с конкурсоманией. Но, думается, доля истины в этих соображениях есть.

Да и зачем человеку, уже обладающему лауреатством, еще и еще раз подтверждать свою профпригодность, зачастую гоняя одну и ту же программу? Вместо этого полезнее обогатить репертуар новыми произведениями. Ведь, по большому счету, артист приобретает имя не на конкурсах, а на концертах, где главный арбитр — публика.

Петербургская аудитория на фестивале была очень доброжелательна и с энтузиазмом поддерживала молодые дарования. Особенно когда они проявляли не только мастерство, но и лица необщее выражение. Удивительный гобоист Алексей Огринчук в концерте Моцарта превратил свой трудный и капризный инструмент в подобие человеческого голоса, обученного всем тонкостям бельканто. Превосходный «белькантовый» звук продемонстрировала и виолончелистка Татьяна Васильева в 1-м концерте Шостаковича. Другой виолончелист, Борис Андрианов, в Вариациях на тему рококо Чайковского органично соединил мастерство и вдохновенье, чего очень не хватало уникальному виртуозу Сергею Накарякову, игравшему то же произведение, но в переложении для трубы. Он был слишком поглощен нешуточными техническими трудностями сольной партии, и художественное содержание отступило на второй план.

Игравший с ним в один вечер пианист (он же — арт-директор фестиваля) Денис Мацуев во 2-м концерте Рахманинова доказал, что укротит любой рояль. Жесткие «железобетонные» аккорды и пассажи, железный ритм — словно перед нами был Терминатор, а не мятежный романтик, исповедовавший культ пения на рояле.

Конкурсные баталии, к счастью, не отразились на самобытности и оригинальности таланта скрипача Графа Муржи. Заигранную фантазию Ваксмана на темы оперы Бизе «Кармен» он сыграл в народной импровизационной манере (так, как играют скрипачи в венгерских или румынских национальных ансамблях), и мы будто бы услышали новое произведение. Под стать ему был и тонкий лирик пианист Игорь Четуев, который не только великолепно аккомпанировал и играл в ансамбле с Муржой и кларнетистом Игорем Федоровым «Контрасты» Бартока, но и поразил своей трактовкой трех фрагментов из балета «Петрушка» Стравинского. Оказалось, что в этих «забойных» виртуозных пьесах скрыто немало поэзии, изящества и красоты, на которые большинство пианистов почему-то не обращают внимание.

Особое место в программе фестиваля занял гала-концерт «Новые имена», представивший в Малом зале Филармонии самых юных исполнителей из Москвы и Петербурга. Растущая смена радует, и будем надеяться, что ко времени зрелости для ее развития будут более благоприятные условия. Среди участников концерта, безусловно, выделились петербуржцы: 11-летняя пианистка Анна Письмак, совсем не по-детски сыгравшая 5 прелюдий Шостаковича, и 12-летний скрипач Дмитрий Смирнов, блистательно исполнивший Вариации Венявского. Хорошо бы бережно сохранить и приумножить дарованный им талант.

Второй фестиваль "Crescendo" показал, что в стране много талантливых молодых людей, которые, увы, в большинстве своем живут и работают за рубежом, а на родину приезжают в основном для участия в подобных акциях. Но «страна должна знать своих героев», и благодаря фестивалю и его организатору Давиду Смелянскому теперь и петербургские меломаны получили эту возможность. Будем надеяться, такие встречи станут регулярными.

Андрей Петропавлов, «Санкт-Петербургские ведомости»


« назад