От Петербурга до Токио

29 марта 2012

Как я уже говорил в своем видеоблоге, на следующее утро после последнего концерта фестиваля в Перми я уже был в Петербурге на сцене Большого зала Петербургской филармонии. Там я в очередной раз убедился в том, что сольный концерт в этом зале стоит особняком во всем концертном сезоне. Выступления здесь стоят наряду с выступлениями в таких залах, как Карнеги Холл, Мюзикферайн, Концертгебау… В таких залах всегда происходит нечто магическое. Впрочем, для меня всегда концерт – это всегда магическое состояние.Надо сказать, что ни в Большом зале Петербургской Филармонии, ни в концертном зале Мариинского театра нет ведущих концертов, что очень нетипично для России. Однако это типично для западных залов, потому что на Западе не существует конферансье и ведущих. Но в этих российских залах, Петербургской Филармонии и Мариинского театра, никогда не объявляли, и это подчеркивает их особенность.

В видеоблоге показан выход на сцену, раздвигающиеся шторы. Это очень походит на Концертгебау, на те двери, о которых я говорил в прошлый раз, которые раскрываются, и ты долго идешь по лестнице вниз. В то мгновение, когда раскрываются шторы и ты ступаешь первый шаг по сцене Большого зала Петербургской филармонии, в этот момент происходят удивительные вещи, которые трудно передать словами. Для меня питерская публика давно уже стала родной, любимой, я в Петербурге уже огромное количество концертов переиграл. И я вспоминаю о том, как я впервые играл с Саулюсом Сондецкисом там концерт за неделю до конкурса Чайковского…Заслуженный коллектив России, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имеет огромную историю. Многие годы им руководил Мравинский, гениальный дирижер ХХ века. На Западе к этому оркестру испытывают такое же отношение, как к оркестру Концергебау или Венской филармонии. Это глыбы в хорошем смысле слова, глыбы оркестрового искусства. Я счастливый человек, так как очень близко сотрудничаю с этим оркестром. Я горжусь дружбой с Юрием Хатуевичем Темиркановым, который, как я считаю, является одним из последних романтиков дирижерской школы. Каждый концерт с ним – это огромный урок. Опыт общения с ним в жизни и на сцене помогает мне, я жду этих встреч вновь и вновь. Мы с этим оркестром объездили полмира, но когда мы играем концерт на сцене Петербургской филармонии, в этом всегда есть что-то особенное.
На следующее утро я был уже в городе Астрахани, где играл концерт в новом Театре оперы и балета, который построили настолько недавно, что в нем еще чувствуется запах краски, но который уже стал визитной карточкой города. Я играл концерт с Большим Симфоническим оркестром им.Чайковского под руководством Владимира Ивановича Федосеева. Компания «Лукойл» подарила театру новый Стенвей, который только что распаковали, и я стал первым, кто на нем играл. Огромных размеров Астраханский театр оперы и балета производит колоссальное впечатление. Не могу не упомянуть некоторые акустические проблемы, которые пока существуют в этом зале, но я думаю, что это дело времени, потому что наш концерт был всего вторым или третьим по счету в этом зале. На концерте присутствовал губернатор, это зал – его гордость. По этой ссылке можно посмотреть репортаж Первого канала о нашем концерте в Астраханском театре оперы и балета.Вообще Астрахань – это очень культурный город, он дал миру потрясающих певиц, таких как Мария Петровна Максакова и Валерия Владимировна Барсова, а также огромное количество актеров, писателей. Это очень интересный город со своим особенным колоритом. Я приезжал в Астрахань в прошлом году, когда путешествовал в моем ежегодном Волжском туре, и в этом году обязательно тоже приеду, так как там замечательная Филармония, которая одинаково хороша и для сольных концертов, и для концертов камерной музыки. Я очень рад, что туда доехал. Про Большой Симфонический оркестр им.Чайковского тоже нужно сказать, что мы с ними переиграли огромное количество концертов по всему миру, от Америки до Японии. Мы дружны с Владимиром Ивановичем Федосеевым и его супругой Ольгой Ивановной Доброхотовой, его спутником по жизни, его вдохновителем, его музой. Это просто легендарная пара. Владимир Иванович возглавлял оркестр в Вене долгие годы, и мы с ним играли неоднократно в Вене. БСО Владимир Иванович возглавляет уже почти 40 лет, и этот оркестр стал визитной карточкой исполнения русской музыки. Но он может исполнять любой репертуар. Есть такое клеймо на Западе: русские оркестры могут играть только русскую музыку. Такие дирижеры как Темирканов, Гергиев, Федосеев, Светланов разрушили этот стереотип.
С Федосеевым мы играли Рахманинова в Астрахани, и сразу после этого я вылетел в Токио. Там я исполнял с оркестром NHK и маэстро Нозедой Первый оркестр Чайковского. NHK, на мой взгляд, лучший оркестр Японии, оркестр мирового уровня, с которым работают самые знаменитые дирижеры мира. Но и сам оркестр универсальный, он может исполнять абсолютно любую музыку, в нем играют потрясающие музыканты. С Нозедой мы играли много раз, последние концерты были в Париже (с Национальным оркестром Франции) и в Питтсбурге. В этом году мы будем в Филадельфии со знаменитым Симфоническим оркестром Филадельфии исполнять Третий концерт Рахманинова. Это будет в канун 140-летия Рахманинова. Кстати, Рахманинов сделал свои самые знаменитые записи именно с Филадельфийским оркестром и маэстро Орманди. Я сделаю все возможное, чтобы эти концерты состоялись на рояле Рахманинова. Дирижировать будет снова Нозеда. Также я его приглашаю в этом году в свой абонемент в ноябре, мы будем исполнять с Российским национальным оркестром Первый концерт Брамса. Нозеда – один из самых знаменитых итальянских дирижеров, он возглавляет оркестр ВВС в Манчестере. Он очень много гастролировал в России, в частности, в Петербурге в Мариинском театре делал оперные постановки и симфонические программы. Он блистательно говорит на русском языке, это итальянец с широкой русской душой. Он любит аккомпанировать, музицировать, репетировать, он очень творческий человек. Музыка Чайковского всегда настолько свежа в его интерпретации!Концерт Чайковского в Японии звучит сотни раз каждый год, его знают буквально все. Он стал практически национальным гимном Японии, потому что звучит везде, вплоть до гостиничных лифтов. Японцы сошли с ума по поводу этой музыки, но я их понимаю. Японцы фанатики: если они кого-то полюбили, то полюбили на всю жизнь. Я в своем видеоблоге преклоняюсь перед этой нацией: год назад произошло страшное цунами, после которого японский народ показал, насколько он велик. Ни одного мародерского случая, ни одного случая массовой истерики не было. С какой стойкостью, с каким внутренним спокойствием все это было пережито! Я, безусловно, переживал за Японию, и играл несколько благотворительных концертов в помощь пострадавших от землетрясения. Я обожаю эту страну, я бывал там десятки раз и преклоняюсь перед отношением японцев к своей культуре и вообще к классической музыке. Практически в каждом городе существует один, или два, или даже три концертных зала с потрясающей акустикой. Я все время говорю: акустика – самое главное для залов с концертами классической музыки. Любой зал возьмите в любом маленьком японском городочке: ты приезжаешь – стоит уникальный зал с удивительной акустикой. Это огромное достижение японцев, мы должны брать с них пример. Видео с моего последнего концерта в Токио скоро появится на моем сайте. Этот концерт записывался компанией NHK.Я близко сотрудничаю с фирмой Yamaha. Я победил на конкурсе Чайковского, играя на рояле этой фирмы. В Японии я всегда играю на Yamaha, и на этот раз это была новая модель CFX с новым звучанием. У этого звучания есть ряд секретов, который никто никогда не расскажет. Звук стал намного разнообразнее, звуковая градация стала мощнее и шире. Сам Рихтер говорил, что Yamaha потрясающа в нюансе piano, в камерной музыке, но ее не хватало для больших залов, для концертов Рахманинова, Чайковского, Брамса. Сейчас у рояля появилась бархатистая мощь в акустическом заполнении огромного зала. Я поздравляю Yamaha с их новым завоеванием! Это фанатики своего дела, они постоянно находятся в поиске. Школа настройщиков Yamaha – это особая гордость японцев, нам тоже нужно немедленно перенимать эту школу, так как преемственность плеяды настройщиков в России сейчас находится на ужасном уровне. У нас осталось 3-5 настройщиков мирового уровня на всю страну, можете себе представить? Поэтому существуют большие проблемы для содержания инструментов в провинции. Я сделаю все возможное, чтобы японские настройщики приезжали в Россию, давали мастер-классы, может быть, будем возить молодых настройщиков на стажировку в Японию, потому что от этого напрямую зависит то, в каком состоянии будут рояли в нашей стране в будущем. Я беспокоюсь, но уверен, что смогу помочь в этом отношении. Концерт в Токио прошел очень тепло, я получил большое удовольствие от музицирования с оркестром и с маэстро Нозедой. Я люблю, чтобы люди, сидящие в зале и знающие каждую ноту, всегда чувствовали от музыки свежее дыхание, испытывали свежее ощущение. На мой взгляд, это особенно удалось нам во время второго концерта. Я сам еще не слышал запись этого концерта, и мне очень интересно узнать, как там все получилось. Конечно, не могу не рассказать про японскую кухню. Настоящая японская кухня бывает только в Японии, я это понял сразу. Есть знаменитый ресторан суши рядом с отелем Imperial, который открыт 24 часа в сутки. В этот ресторан все артисты приходят ночью после концертов и заказывают уникальную по качеству еду. Я сам часто туда захожу и даже знаю одного повара, который там делает суши, мы знакомы уже много лет. Он любит классическую музыку, всегда ходит на концерты. Это всегда некий ритуал, когда я захожу в этот ресторан и заказываю порцию суши с необыкновенно свежей рыбой, которую в этот же день выловили в море.
Ритуал был совершен, и на следующее утро я вылетел в Лондон на концерт с Лондонским симфоническим оркестром и маэстро Валерием Гергиевым. С этого момента начнется наш совместный тур, правда, с небольшим заездом в Воронеж, с проектом «Новых имен». Но об этом уже в следующий раз!

Метки: видео

« назад