От Цюриха до Перми

23 марта 2012

В прошлый раз мы закончили на том, как я приехал в Москву, сыграл концерт в Филармонии и улетел в Цюрих. В первом выпуске своего видеоблога я рассказал о том, что мне, как всегда, предстоит стремительный вояж в бешеном режиме –  так и произошло. На следующее утро я играл и репетировал с оркестром Цюрихской оперы и Валерием Гергиевым 3 концерт Рахманинова. Проблема заключалась в том, что этот оркестр никогда не играл 3 Рахманинова, а если играл, то очень давно. Этот концерт представляет собой оркестровую партию, фактически отдельное симфоническое произведение, а не аккомпанемент солисту, как обычно бывает. Валерий Гергиев приехал на день раньше и репетировал концерт без солиста, без меня. О том, что мы будем вместе играть Рахманинова, мы узнали буквально за месяц до концерта в знаменитом зале Цюриха Тонхалле. Но даже в этом экстремальном режиме нам получилось добиться почти идеального качества, потому что маэстро Гергиев за считанные минуты может подчинить себе любой оркестр, даже оркестр Цюрихской оперы с его потрясающе мягким, бархатным звучанием. Иногда такой экстремальной график только тонизирует. С одной стороны, это большой риск, с другой стороны, в этот момент включаются какие-то рецепторы, которые не включаются, когда у тебя есть 3-4 репетиции перед концертом. Когда ты выходишь на сцену с таким дирижером, как Гергиев, у тебя есть очень надежная опора: Гергиев уверенно держит в руках оркестр из ста человек. Это было настоящее музицирование, потому что музыканты Цюрихского оркестра –высококлассные профессионалы, и за кратчайший период времени они вошли в образ одного из самых сложных аккомпанементов во всех оркестровых инструментальных концертах.    Затем я перелетел в Амстердам, где исполнял этот же концерт, 3 Рахманинова, с Оркестром Нидерландского радио и молодым американским дирижером Джеймсом Гэффиганом. Мы с ним уже играли год назад в Вашингтоне с Национальным Симфоническим Оркестром 2 концерт Рахманинова. Гэффиган – очень интересный молодой музыкант из нового поколения американских дирижеров. А дирижер, безусловно, одна из самых главных составляющих 3 концерта Рахманинова. Он должен контролировать буквально каждую секунду в техническом отношении и обладать чувством некоего предвидения. Гэффиган справился с этой задачей, на мой взгляд, с блеском. С Оркестром Нидерландского радио я тоже не первый раз сотрудничаю, предыдущий наш концерт состоялся год назад в Амстердаме с молодым, но уже достаточно известным русским дирижером Василием Петренко, который возглавляет оркестр в Ливерпуле. Я очень удовлетворен работой с Оркестром Нидерландского радио. Еще один коллектив такого же уровня –  Королевский оркестр Concertgebouw под руководством Мариса Янсонса, с которым мы играли неоднократно. А с другим коллективом Янсонса, оркестром Баварского радио, мы записали концерт Щедрина 9 лет назад.Если говорить о зале Concertgebouw, то он, безусловно, стоит особняком и входит в пятерку лучших залов мира, с невероятно громкой историей, с потрясающей акустикой, с намоленностью. Отличительная особенность этого зала заключается в том, что в нем абсолютно домашняя атмосфера, уютная аура. Для того чтобы выйти на сцену, нужно спуститься по огромной лестнице, которая идет сверху и по которой спускались все мировые знаменитости. Сначала открываются огромные двери, а потом ты долго-долго спускаешься вниз к сцене. Это тоже некий ритуал и визитная карточка зала.  В следующем году я буду играть в Concertgebouw в сентябре сольный концерт в знаменитой серии Meesterpianisten (промо-ролик сезона 2012-2013 можно посмотреть на официальном сайте этой серии), а в будущем году мы с Марисом Янсонсом и оркестром Royal Concertgebouw, одним из самых знаменитых оркестром мира, будем играть Рапсодию на тему Паганини Рахманинова.Я очень сожалению, что во время моего концерта в Амстердаме у меня еще не было айфона. Как раз после этого выступления мне пришла мысль купить айфон и делать свои нарезки видеороликов. О моем концерте в Амстердаме снят фильм, отрывок из которого можно посмотреть прямо сейчас, а полностью этот концерт появится в сети уже в ближайшее время.

После Амстердама я переместился в Россию, в город Пермь, где уже во второй раз проходил мой фестиваль. Пермь в последнее время просто захватила культурная революция, потому что и губернатор Чиркунов, и местное министерство культуры взялись за огромное количество разных проектов и фестивалей, оказывают поддержку театру, планируют открыть консерваторию. Ко мне обратились с предложением проводить в Перми фестиваль, который длится 3-4 дня, с очень насыщенной программой. В прошлом году на этом фестивале были «Виртуозы Москвы», был мой сольный концерт, был джазовый концерт. В этом году на открытии Пермского фестиваля играл оркестр «Новая Россия» с моим другом, дирижером Александром Сладковским, который сейчас возглавляет оркестр Татарстана в Казани и вывел этот оркестр на очень высокий уровень. Я недавно играл с ними в МГУ, когда мне вручали звание Почетного профессора. В своем Волжском турне в июне я тоже всегда заезжаю в Казань. Новый президент Минниханов замечательно относится к культуре, он выдал грант оркестру. Среди провинциальных оркестров Казанский сейчас держит очень высокую планку и, конечно, это произошло благодаря Александру Сладковскому – думаю, одному из лучших дирижеров среднего поколения в нашей стране. Я очень рад, что Симфонический оркестр Татарстана на глазах растет. Александр Сладковский очень быстро взялся за дело, и за кратчайший период оркестр под его управлением стал играть просто потрясающе. Раньше его дирижером был знаменитый Фуат Мансуров, который ушел из жизни совсем недавно. Помню, как мы вместе играли 2 концерт Шостаковича и концерт Чайковского... Фуат Мансуров был легендой, также он был одним из дирижеров Большого театра. Возвращаясь к Сладковскому, я неоднократно приглашал его на свой абонемент в Москву, и мы совсем недавно играли на юбилее профессора Доренского, когда он с блеском аккомпанировал всем ученикам Сергея Леонидовича на его 80-летии. Этот концерт транслировался по телеканалу «Культура». Я думаю, что Саша Сладковский – это надежда новой школы русского дирижирования. Александр Сладковский и оркестр «Новая Россия» с блеском провели концерты в Перми и Березниках. В Березниках также был один выездной концерт, где молодые артисты Александр Бузлов (виолончель) и Борис Бровцын (скрипка), блистательно сыграли двойной концерт Брамса. В Березники стали ездить много разных знаменитых оркестров, солистов. Затем в Перми прошел мой сольный концерт и камерный вечер, о котором стоит поговорить отдельно. Квинтет Бартока, о котором я говорил в предыдущем монологе, на этом камерном вечере был сыгран в том составе, в котором мы играли на моем фестивале в Анси: скрипка – Сергей Крылов, вторая скрипка – Борис Бровцын, альт – Юлия Дейнека, виолончель – Александр Бузлов. В этом сочетании Квинтет Бартока звучит идеально, он произвел невероятное впечатление на искушенную пермскую публику. Музыканты, которые выходили на сцену со мной играть его – это удивительные музыканты. Каждый из них представляет собой гордость русской исполнительской школы. Мы сумели отрепетировать этот квинтет, один из самых сложных в истории камерной музыки, буквально за 2-3 репетиции. Я получаю огромное наслаждение, музицируя с этими потрясающими артистами, и мы уже играли этот квинтет в Анси, в Иркутске на моих Рождественских встречах в январе, и потом в Перми. В первом отделении мы играли трио Шостаковича и трио Рахманинова. Если подсчитать мои приезды в Пермь, то я был там, я думаю, раз 15. Это были мои сольные концерты, это были мои выступления в Пермском театре оперы и балета с проектом Ballet Imperial в постановке Баланичина на музыку 2 концерта Чайковского.
Несколько слов отдельно хочется сказать о фонде «Новые имена», мероприятия которого проходят внутри почти всех моих проектов. Говорить об этой нашей семье я мог бы бесконечно. Благодаря этой семье, семье «Новых имен», я оказался в Москве в 1991 году, когда Иветта Николаевна Воронова подошла ко мне в Иркутске и сказала: «Мы хотим тебя позвать в Москву учиться в ЦМШ при Консерватории». В тот момент вся моя жизнь перевернулась. Если бы не «Новые имена», не их поддержка, еще неизвестно, чем бы это все закончилось.«Новые имена» - это помощь, поддержка, стипендии, мастер-классы, стажировки, покупка инструментов и, самое главное, практика на сцене. Видеть, что он нужен, что его поддерживают, что его приглашают играть концерты, что в него верят и следят за тем, как он развивается – это огромный тонус для молодого музыканта. Я говорю сейчас не только о себе, но о плеяде моего поколения, о тех, кто сейчас играет по всему миру – 99% это выходцы из «Новых имен». Иветта Николаевна Воронова обладает уникальным талантом: она предчувствует, предвидит, хотя сама не музыкант, она как рентген видит в маленьком чаде его искорку, которая вспыхивает в молодом возрасте, и она понимает, что именно в этого ребенка надо верить, его надо поддерживать, и она практически никогда не ошибалась. Хочется пожелать ей здоровья: Иветта Николаевна в этом году в сентябре отмечает юбилей, к которому мы все готовимся. И первые стипендиаты фонда, и молодые воспитанники – все будут участвовать в большом гала-концерте, где мы будем поздравлять нашу вторую маму.  Я обожаю эти концерты «Новых имен». Мы иногда берем с собой достаточно известных музыкантов, которые давно являются стипендиатами «Новых имен», и они прямо на месте придумывают разные потрясающие ансамбли с теми детьми, кому дали стипендии. Эти концерты проходят в удивительной и радостной атмосфере, это всегда очень трогательно, иногда даже плакать хочется. Наша страна обладает уникальными талантами, причем в любом регионе. Как правило, искорка рождается в абсолютно немузыкальной семье. Почему? Это просто загадка. «Новые имена» - это наша гордость, это наш бренд, которому уже больше 20 лет, через который прошло больше 10 тысяч музыкантов и совсем молодых, и юношеского возраста. «Новые имена» - это наша большая семья. Мы очень гордимся, что эта история у нас развивается. Проект «Новые имена – регионам России», который задуман уже несколько лет назад, дает свои потрясающие результаты. В прошлом году стипендии фонда получили ребята из Перми, Омска, Иркутска, Приморского края, Красноярска, Новосибирска, Кемерово, Оренбурга, Калининграда, Екатеринбурга. В эти города приезжали лучшие педагоги из Москвы и Петербурга, из ЦМШ, Гнесинки или Московской Консерватории, который проводили мастер-классы с детьми и отбирали юных талантов, которым мы даем стипендии и за которыми мы будем следить. В этом году в Перми были даны стипендии следующим юным дарованиям: Мария Слащева (виолончель) – Мария стала стипендиатом «Новых имен»  уже во второй раз. Она обладает потрясающим талантом и внутренней глубиной исполнения, и я верю, что ее ждет большое будущее.Хайрутдинов Виталий (фортепьяно)Нелюбина Василиса (скрипка)Вотяков Никита (ксилофон)Эти ребята уже стали членами нашей семьи, мы будем за ними следить, помогать им развиваться и хотим пожелать им трудолюбия и удачи. И до встречи в следующем году в Перми!В этом году исполняется 20 лет творческой школе в Суздале. Это уникальный сбор, куда съезжаются одаренные дети со всей страны и приезжают лучшие педагоги. Я сам помню, как я маленький приезжал в Суздаль. Мы занимались, делали разные программы, получали мастер-классы у легендарных профессоров Московской консерватории. В то же время мы и играли в футбол, занимались спортом, и это была по-настоящему творческая школа. Я очень рад, что история «Новых имен» продолжается и развивается. В любом городе, где у меня гастроли или фестиваль, мы обязательно делаем эту акцию. Участие «Новых имен» - обязательное условие для всех моих фестивалей, будь то «Crescendo», «Звезды на Байкале» или региональные фестивали. Это дело чести.

Метки: видео

« назад