ОБЗОР ПРЕССЫ "Мацуев: «Мышцы и Разум». За пределами потоков нот, истинная чувственность, когда она нужна"

24 декабря 2011

Сольный концерт Дениса Мацуева в субботу днем в Театре на Террасе Центра Кеннеди (Kennedy Center Terrace Theater), часть Фортепианных Серий Хейса Вашингтонгского Общества Исполнительских Искусств, оказался мероприятием, приведшим в восторг. Мацуев представляется очень реальной вещицей — мощнейший пианист, способный играть музыку из репертуара, требующего высочайшего технического мастерства. Вторая часть программы включала и «Вальс Мефисто» № 1 Франца Листа и три части из «Петрушки» Игоря Стравинского, впритык; и если бы Мацуев только добавил «Gaspard de la Nuit» Мориса Равеля в этот ассортимент, он мог бы установить мировой рекорд по набиванию одного дня тысячами и тысячами сыгранных ураганных гиперкинетических нот.

Но Мацуев — больше, чем мышечный феномен. Он еще и вдумчивый, соразмерный и чрезвычайно чувствительный музыкант, что Мацуев доказал «Временами Года» Петра Ильича Чайковского, которыми он начал этот день. Этот прекрасный и самый пренебрегаемый цикл — 12 пьес, одна для каждого месяца, написанных композитором быстро, для публикации в журнале, здесь звучал необычно, как долго обдумывавшееся выражение почтения Роберту Шуману. «Au Coin du Feu» (январь), например, мог выйти прямо из ностальгических «Сцен из детства» Шумана, тогда как «La Chasse» (сентябрь) имеет практически те же лязгающие повторения симфонических этюдов.

Затем опять, две самые популярные части, «Barcarolle» (июнь) и «Тройка» (ноябрь), это чистые поэмы Чайковского, легко поддающиеся переменам настроения, восхитительные, выражающие гораздо больше, чем у них есть времени сказать. Меня восхитил способ, которым Мацуев подчеркивал истинную природу этой музыки; он дал ей звучать сладко, скромно, а не пытался раздуть ее в лихорадочное, громогласное заявление, а ля Пиано Кончерто № 1.

Субботний «Вальс Мефисто», возможно, был самым убедительным исполнением этой музыки, какое я слышал со времени записи легендарного Вильяма Капелла в 1942.

Даже если Мацуев пропустил несколько нот ближе к завершению, он, тем не менее, пропустил их величественно. Было ощущение, в один момент, что Лист дал нам урок реальной музыкальной сущности, а не просто еще одного виртуоза, хвастающего своим мастерством; этот композитор мог бы быть счастлив, что у него есть такие чемпионы.

Стравинский радостен, производит хриплый звук, мятежник яркой дикости. Помните, как рок-группы в начале 1970-х писали что-то типа «эта пластинка должна проигрываться громко» на обратной стороне своих альбомов? Так вот, три части из «Петрушки» нужно играть очень громко. И они были сыграны громко, с ликованием, просто и великолепно. Я надеюсь, фортепиано скоро снова будет в порядке.

20.11.2006

The Washington Post


« назад