"Мацуев вызвал у публики эмоции, на которые обычно способны спровоцировать только рок-звезды" - пишут американские СМИ

25 января 2012

«36-летний российский феномен, глубоко укорененный в русской традиции пианизма, вызвал у публики эмоции, на которые обычно способны спровоцировать только рок-звезды» - так американская пресса отозвалась о сольном концерте Дениса Мацуева в Энн-Арбор. Перевод рецензии размещен на этой страничке чуть ниже, оригинал можно прочитать здесь. Тем временем хотелось бы упомянуть другую важную новость: знаменитый эстонский дирижер Пааво Ярви принял приглашение Дениса Мацуева выступить выступить в его персональном абонементе «Солист Денис Мацуев». Не боящийся экспериментов тандем исполняет 2 концерт Чайковского – произведение сложное, антипианистичное. Посмотреть сюжет из «Новостей культуры» о Мацуеве и Ярви можно по этой ссылке. Перевод рецензии Сьюзан Исаакз Нисбетт:"Денис Мацуев дает изумительный сольный концерт в Хилл Аудиториум""Говорят,что в наши дни становится все больше пианистов-виртуозов, обладающих ошеломляющей техникой. Все что я могу сказать- музыканты уровня Дениса Мацуева по-прежнему большая редкость. Его сольный концерт в Хилл Аудиториум в понедельник вечером, прошедший при поддержке Университетского Музыкального Общества, привел в восторг его старых и новых поклонников. 36-летний российский феномен, глубоко укорененный в русской традиции пианизма, вызвал у публики эмоции, на которые обычно способны спровоцировать только рок-звезды.Относительно техники – что ж, скажем лишь, что Мацуев способен, пожалуй, на все. Он в полную силу продемонстрировал это как на заключительном произведении программы - дьявольски трудных «Трех фрагментах из балета «Петрушка» Стравинского, так и на последнем из четырех выходов на бис - продленной джазовой импровизации, настолько же великолепной, насколько и неожиданной для завершения классического концерта. (Во время других выходов на бис исполнялись «Музыкальная табакерка» Лядова, «Юмореска» Щедрина и этюд «Бабочка» Шопена). Однако концерт показал нам не только технику, но и артиста, который одинаково хорошо умеет пользоваться глубиной и мягкостью своего звука как в прозрачные, чувственные, так и в бравурные моменты; пианиста, чьи мелодические способности ярко заявляют о себе даже в самых трудных обстоятельствах. Перед заключительным «Петрушкой» Мацуев предложил публике три сонаты XIX века: Сонату №14 ля минор Шуберта и «Аппассионату» Бетховена в первом отделении и Сонату ми минор op.7 Грига в начале второго.Первые две сонаты были пленительны, если не абсолютно обворожительны.Мацуев начал Шуберта с неземных звуков, и его подход к лирической теме первого фрагмента раскрыл те стороны произведения, которые способны остановить сердце. Но его использование педали, в манере величественного романтизма, несколько затуманило ясность движений его пальцев; здесь принцип «лучше меньше, да лучше» мог бы вернее донести произведение до слушателя.Его «Аппассионата», напротив, была восхитительно прозрачна, легка и полна воодушевления (и предельной скорости в коде последнего фрагмента). Это вызывало восхищение, но не трогало - языки пламени плясали быстрее, чем тепло. Когда Мацуев вернулся на сцену после антракта, концерт по-настоящему расцвел. Его Григ был драматичным и захватывающим с первой до последней ноты. Игра была страстной и четкой, удивительной своим темным колоритом, своим бесконечным течением, своим говорящим легато.А затем настала очередь Стравинского, который превзошел все наши ожидания. Мацуев вернулся к роялю и начал играть, как одержимый. По расцветке, по деликатности, по мятежной какофонии, по звучанию аккордов, которые другие сочли бы за счастье просто сыграть на большой скорости, это было чудо пианизма и сценичности. Мелодии волнами бились об удары, ритмические жесты стремились вперед, вызывая трепет. Когда Мацуев нанес последний удар бедному Петрушке, энергия буквально выбросила его с сиденья. Аудитория поднялась так же быстро, чтобы зааплодировать."

Метки: текст фото

« назад