«Денис молодец. Только трудно ему одному»

16 сентября 2016

Как пианист Мацуев зажег «Звезды на Байкале», а легендарный комсорг Братской ГЭС Фред Юсфин объяснил, что мешает им светить еще ярче

В Иркутске завершился XI фестиваль классической музыки «Звезды на Байкале». 12 дней, насыщенных выступлениями оркестров и виртуозов, которые сделали бы честь любому мировому смотру. Все это — за пять тысяч километров от Москвы. И вряд ли бы что-то подобное состоялось, если бы не прославленный пианист, председатель президентского совета по культуре, иркутянин по рождению Денис Мацуев.

Мы привыкли считать себя высококультурной страной. Самой читающей. Самой обучающей своих детей в музыкальных школах...

Не знаю, как насчет чтения — в последнее время все чаще раздаются голоса, будто бы это первенство давно в прошлом. А вот насчет музыкальных школ — пока все верно. Во всяком случае, в Иркутске кого ни спросишь, ребенка учат на фортепиано, или скрипке, или баяне... Не все ребята, понятно, потом вырастут в профессиональных музыкантов. Но музыка-то у большинства в душе останется — как потребность. Конечно, в интернете можно найти все. Но аксиома: ничто не заменит живого звучания, живого контакта между зрителем и артистом. Тем более артистом выдающимся.

А вот с этим в Иркутске, как и десятках других хороших, интеллигентных в общем городов — непросто. Беру рекламную листовку Концертного зала Иркутской филармонии, допустим, на октябрь, когда уже «Звезды на Байкале» будут в прошлом: скрипач Карэн Шахгалдян, баритон Давид Гвинианидзе (оба из Москвы), еще пара мало что говорящих (по крайней мере мне) имен заезжих вокалистов и пианистов... Ну, есть еще чудесный огранный зал в бывшем польском костеле, который тоже иногда привлекает гастролеров. Разумеется, ни в коей мере не хочу обидеть местных классических музыкантов (о них речь еще впереди), но ведь художественная жизнь интересна разнообразием. А как его достичь в далеко не самом богатом регионе России?

Денис стал шансом Иркутска. Примеченный здесь в 15-летнем возрасте основательницей фонда «Новые имена» Иветтой Вороновой и перетянутый ею в Москву, окончивший консерваторию, выигравший конкурс Чайковского и ставший желанным гастролером во всех главных залах мира, он не забыл о малой родине. На первый же его фестиваль «Звезды на Байкале» в 2004 году приехал ни много ни мало — Заслуженный коллектив России, академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова — один из прославленнейших в мире. На последующих смотрах ансамбли уровня «Виртуозов Москвы» Владимира Спивакова или «Солистов Москвы» Юрия Башмета, стали, что называется, «своими в доску». Как одной из кульминаций Денис гордится приездом на Байкал два года назад оркестра Израильской филармонии во главе с Зубином Метой. Без залета в Москву или Петербург — именно к Мацуеву и только к нему на фестиваль.

Вот и теперь на праздник, открывшийся 1 сентября, уже во второй раз прибыл петербургский оркестр, чьи концерты транслировал на весь мир крупнейший интернет-канал Medici-TV.

Прибыл и совсем молодой коллектив, тоже из Сибири, только Западной — Тюменский симфонический оркестр. Вот это сенсация! Ансамблю всего лишь год, но за дело там взялись с редкой для российских регионов страстью, вложили немалые средства (зарплаты практически равны московским), позвали темпераментного маэстро Евгения Шестакова (также сибиряка, воспитанника знаменитого Арнольда Каца в Новосибирской консерватории). И какую Третью симфонию Бетховена в исполнении тюменцев мы услышали! Какая выстроенность гигантской музыкальной фрески, какая сыгранность групп!

Премьер московской Новой оперы Василий Ладюк. Феноменальный виолончелист Борис Андрианов, сам уже автор многих фестивалей. Пианист Борис Петрушанский, лауреаты конкурса Чайковского скрипачка Александра Конунова и виолончелист Нарек Ахназарян, живущие кто в Италии, кто в Швейцарии, кто в Австрии... Венский виртуоз скрипки и альта Юлиан Рахлин, поначалу путавшийся в названии одной из главных российских достопримечательностей («Завтра едем на Балкай... Балкан... да-да, Байкал»)... Вот уровень смотра, затеянного Мацуевым.

И конечно сам Денис. В Иркутске — настоящий его культ. В любом зале, на любой аудитории — взрыв восторга при одном объявлении его имени. Концерты для рояля с оркестром Моцарта, Рахманинова, Прокофьева, Гершвина...

Отдельная история — однодневный выезд в Братск. Вот где градус приема зашкаливал, даже по сравнению с областным центром. И вот город, который, увы, можно назвать забытым большими культурными институциями страны. Советскую цивилизацию модно ругать, но Братск был одним из действительно грандиозных проектов, соединивших народное хозяйство и культуру. На строительство Братской ГЭС приезжал цвет творческой интеллигенции...

В наши дни даже вездесущий Валерий Гергиев со своим оркестром Мариинского театра появился в городе лишь однажды, и то случайно, из-за экстренной посадки самолета несколько лет назад. Понятно, без всякого концерта.

И вот — «Виртуозы Москвы» в зале «Братск-Арт». Денис на японском рояле, приобретенном при его же поддержке, играет радостный 17-й концерт Моцарта. Гляжу в зал — и не верю глазам: в почетном ряду сидит человек с улыбчивым лицом, задорными глазами и по-прежнему роскошной, только теперь снежно-белой шевелюрой. Неужели Фред Юсфин, легендарный комсорг строительства Братской ГЭС, стараниями которого здесь в начале 1960-х стали своими людьми Александра Пахмутова и Евгений Евтушенко, без которого не появились бы на свет песня-вальс «По Ангаре» и поэма «Братская ГЭС»? Он самый, приехал на экономический форум. И пришел на концерт человека, который сегодня по сути продолжает его просветительское дело: «Денис молодец. Только трудно ему одному. Мне-то вся страна помогала...»

Нет, конечно, у Мацуева налажены контакты с руководством области, спонсорами... Но чуть ступишь за поле его действий — и тишина. Те же братчане с грустью говорят мне: как же редко к нам заезжают большие артисты! На этом рояле за год, кроме Дениса, никто из знаменитых пианистов и не играл.

Между прочим, из Братска — одна из талантливых участниц конкурса юных талантов, затеянного Мацуевым в дни фестиваля, чудесная флейтистка Виктория Красикова, ставшая в итоге одним из 15 свежеиспеченных стипендиатов фонда «Новые имена». Вика учится в 7-м классе школы при местном музыкальном училище. Я хочу сказать: в городе вовсе не умерла музыка, но ей надо помогать.

И еще об одном коллективе, пребывающем, на мой взгляд, в незаслуженном небрежении — Иркутском Губернаторском симфоническом оркестре. Не скрою, был удивлен скептическим отношением к нему со стороны некоторых местных профессионалов и части публики. Да, у коллектива есть проблемы. Да, некомплект: например, при семи пультах первых скрипок — всего четыре вторых. Но ведь зарплаты — не выше 45 тысяч! В два с лишним раза ниже, чем у тех же тюменцев. Притом оркестром руководит один из лучших в наших регионах дирижеров — Илмар Лапиньш, ученик великих педагогов Ильи Мусина, Николая Рабиновича, Бориса Хайкина, музыкант с громадным артистическим опытом (почитайте его книгу «Национальность — музыкант»: оторваться невозможно от этой картины музыкальной жизни и просто жизни страны за последние полвека!). Достаточно сказать, что именно иркутскому оркестру наследники Георгия Свиридова поручили мировую премьеру утерянной и недавно вновь обретенной Симфонии — единственного образца этого жанра, вышедшего из-под пера великого композитора. Событие совсем скоро — 23 сентября...

С надеждой заметил, что на дружеских посиделках после заключительного концерта Денис минут 20 говорил о чем-то в уголке с Илмаром Артуровичем.

Но нельзя же все заботы о музыке края возлагать на одного-единственного его патриота, пусть даже такого талантливого и могучего, как Мацуев. Кстати, не только Иркутской области касается...

Сергей Бирюков

Труд


« назад