Деятели культуры вступили в дискуссию о самоокупаемости отрасли

8 апреля 2016

Животрепещущая тема о невозможности содержания Росгосцирка в режиме самоокупаемости (вчерашнее интервью в «МК» с Эдгардом Запашным) породила целую дискуссию в культурной среде — а возможна ли рентабельность в сфере искусства в принципе? Денис Мацуев ратует за скорейшее принятие закона о меценатстве, чтобы несколько разгрузить государство по части финансирования культуры; разгрузить, но не освободить.

— Вчера говорили с Запашным о цирке, а с вами, Денис, хотелось бы обсудить вопрос о музыкальном рынке...

— Вот слово «рынок» очень сложно здесь применять. Я всегда говорил, что поставить культуру, искусство на самоокупаемость — это значит, уничтожить все, что есть. Конечно, есть свои исключения. Скажем, Мариинский театр (имея ввиду Мариинку-1,-2,-3): Валерий Гергиев мне рассказывал, что там посещаемость чуть ли не 99%. Безусловно, в числе успешнейших и московская филармония, которая перенасыщена концертами суперзвезд. Люди с утра занимают очередь за филармоническими абонементами (в том числе и на вашего покорного слугу), и билеты разлетаются за 2 часа! Но это исключения.

— А есть масштаб страны.

— Естественно. И без поддержки и дотаций культура умрет. Причем, везде — в любой стране мира, не только у нас. Это не бизнес, не рынок, ни в коем случае. На этом зарабатывать не-воз-мож-но. И театры, и цирки — то же самое. Тем более, сейчас такое время, когда у людей не так много денег...

— Денег мало, но одновременно с этим в стране наблюдается настоящий филармонический бум.

— Точно! И не в этом году это началось. Сметаемость билетов на академическое искусство феноменальная. И все это даже усилилось в последнее время, несмотря на сложности. Люди копят деньги, чтобы сходить на классический концерт, — это абсолютно точная информация, я отвечаю. Переполнены залы не только на мои концерты, но и на концерты коллег. Понятно, что многое зависит от таланта людей, возглавляющих региональные филармонии, здесь можно назвать имена таких гуру как Александр Колотурский в Екатеринбурге, Михаил Бирман в Тюмени, Ольга Томина в Нижнем Новгороде, естественно, Алексей Шалашов в Москве. Но даже там, где нет таких личностей у руля, залы забиты.

— Взять хотя бы ваш родной Иркутск...

— Там я постоянно, уже десять лет провожу свой фестиваль «Звезды на Байкале». И вот — не знаю как воспринимать: либо как шок, либо как гордость — касса в музыкальном театре им. Загурского открывается в 10 утра, но люди занимают очередь с пяти часов; пишут на руках номер очереди, как в советские времена за колбасой. Сметаются все билеты — кто бы ни приехал (потому что за эти годы они увидели Темирканова, Гергиева, Зубина Мету etc., они доверяют). И теперь доход с билетов — это треть бюджета нашего фестиваля, а это огромный процент для Иркутска. К чему я всё клоню? Окупаемость в искусстве, конечно же, невозможна, — необходимы как государственные дотации, так и частные пожертвования. Поэтому закон о меценатстве нужен как воздух. Работа над ним ведется. Но кроме закона нам нужна и культура меценатства, девальвированная за долгие годы, ее важно возрождать, Россия всегда была славна своими меценатами.

— Но и с государства нельзя снимать обязательств...

— Это так, но всегда надо искать какие-то пути выхода из трудного положения. Вот только сейчас ездили в американское турне Юрием Темиркановым. Он вспоминал встречу с нашим президентом 10-летней давности, когда целый час объяснял ему, что если срочно не решить что-то, то мы потеряем все ведущие оркестры... и президент принял знаменитое решение о грантах. А если бы Темирканов не пришел к президенту? Конечно, сложно представить, чтобы главный дирижер Нью-Йоркской филармонии пришел бы к Бушу выбивать деньги на ведущие оркестры Америки. Но в нашей стране на тот момент это был единственный выход, спасение музыкантов, которые, чтобы выжить, занимались частным извозом по ночам...

— А сейчас что на повестке дня?

— Сейчас главное — переносить акценты в провинцию. Посмотрите, какие яркие оркестры сегодня в Казани, Новосибирске, Тюмени! Удивительные по своей энергетике! Я буду всегда биться за их равноправие со столичными коллективами. И в ближайшие два года жду открытия на музыкальной карте еще как минимум четырех прекрасных оркестров. Так что, в целом, движение идет замечательное. Но о самоокупаемости и речи быть не может, очень жаль, что цирк попал под это. Печально. Я считаю цирк большим искусством, а не спортом, как некоторые думают. Дедушка мой проработал всю жизнь в цирке — барабанщиком в оркестре, я вырос в цирке... и преклоняюсь перед мастерством артистов манежа. Это отдавание всего себя, это сгорание в профессии, фанатизм, — снимаю шляпу перед ними. И их жанр должен восприниматься такой же частью культуры, как и все остальные виды искусства.

Ян Смирницкий 

МК


« назад