Денис Мацуев: «Нонсенс, что в Челябинске нет симфонического оркестра и нового концертного зала»

23 марта 2016

Не помню, почему мне однажды так запомнилась фраза из книги Всеволода Рождественского «Страницы жизни», которой он очень точно описал величие Шаляпина: «Он заполнял собою все пространство распахнутой двери…» 

В этом тексте речь пойдет не о Шаляпине, хотя и о музыканте тоже. Пианист Денис Мацуев, по моим ощущениям, заполняет собой пространство не двери, а всей комнаты, столько в нем энергии и жизнеутверждающей силы. 

В Челябинске он особый гость. Как, впрочем, и в других 15 регионах страны, где он пропагандирует классическую музыку в рамках своего ежегодного авторского фестиваля, организует концерты музыкантов мирового уровня и открывает дорогу молодым талантам из глубинки. Благодаря усилиям Дениса Мацуева в провинциальных городах открываются новые площадки, появляются высококлассные инструменты. Ведь нужно же на чем-то играть — ему и его коллегам. И рассказывает он об этом с такой простотой и легкостью, что невольно задумываешься, возможно ли такое. 

Своевременный вопрос

— С 2012 года вы возглавляете Общественный совет при Министерстве культуры РФ. Удается ли вам, музыканту, влиять на принятие решений на министерском уровне?

— Я никогда не занимался ни политикой, ни чиновничеством. И если я почувствую, что это мешает моему творчеству, я отстранюсь от этой деятельности, потому что для меня главное — это сцена и музыка. В совете мы можем только высказывать свои рекомендации. Но кое-что удается. К примеру, мы участвовали в процессе принятия закона об образовании. Должен признаться, что новые стандарты никак не соответствуют нашей великой культуре. Разве можно допустить, чтобы профессионально заниматься музыкой дети могли бы только с 12 лет? Это на корню угробило бы нашу выдающуюся школу. И мы добились, чтобы этого не было. Также увеличили количество часов, выделяемых на некоторые предметы.

— Что дает вам силы с легкостью, по крайней мере внешней, решать организационные вопросы и в то же время оставаться в творческом потоке?

— Иногда достаточно вовремя и в нужном месте задать вопрос. Во время встречи с вашим губернатором Борисом Дубровским он спросил меня, как мне зал Прокофьева. А я очень люблю этот зал, поскольку выступал здесь, когда был еще юным. Здесь прекрасная акустика. Но слишком он мал. А это значит, что нужен новый зал, бо́льших размеров. Или, к примеру, отсутствие симфонического оркестра в Челябинске. Это нонсенс для меня. Мы не стали привозить с собой свой оркестр, потому что у вас есть «Классика». Вместе с музыкантами из театра оперы и балета и других учреждений они потрясающе справились со сложнейшей программой. Но все-таки нужен симфонический оркестр. 

— Вы много делаете для поддержки начинающих одаренных музыкантов. Вот это подрастающее поколение — какое оно? Ради чего они идут в музыку? Ради искусства? Или ради славы?

— Сейчас идет удивительное, уникальное поколение, если речь о пианистах. Я не буду говорить о духовиках и струнниках, потому что там, к сожалению, все не так славно. Но есть дети, которые играют концерты Рахманинова и Чайковского так, что, если закрыть глаза, можно подумать, что на сцене взрослый музыкант. Наше поколение так не играло в 12 лет. Кроме того, они живут в другом темпоритме: читают книги, ходят в театр и кино, занимаются спортом, владеют двумя-тремя иностранными языками, компьютерными технологиями. И на все у них хватает времени. Они рациональны в хорошем смысле слова. И эта не по годам зрелость сказывается и на игре тоже. Бывает, что самородки по разным причинам исчезают с горизонта, когда им исполняется 16-17 лет. Одна из причин — родители. У взрослых звездная болезнь наступает раньше, чем у их чад. Но мы в том числе решаем эти вопросы в фонде «Новые имена».

Сцена — первое лекарство

— Вы много концертируете в регионах. Классическая музыка сегодня востребована со стороны зрительской аудитории? Особенно в условиях кризиса?

— Она не просто востребована. Классическая музыка сегодня — это главный терапевт не только в России, но и во всем мире. Она дает колоссальное отрешение, вдохновение, заряд позитива. Так будет всегда — и через двести, и через триста лет. Несмотря на кризис, Россия переживает какой-то бум. Залы переполнены не только на моих концертах. Посмотрите, что происходит в московской, свердловской филармониях: когда заранее открывается продажа абонементов на следующий сезон, билеты скупаются за считанные часы. У людей стало меньше денег, но они тратят их на концерты классической музыки. Здесь какая-то абсолютно уникальная формула. За последние 15-20 лет в России произошло рождение нового поколения зрителей, которые приходят слушать классическую музыку. Столько молодых лиц в зале нет ни в одной стране мира. Не буду скрывать, что приложил много усилий, чтобы у нас появилась новая публика. Я этим горжусь и не собираюсь на этом останавливаться.

— Знаю, что вы придумали термин «сценотерапия»… 

— Да, потому что сцена лечит всех: и музыкантов, и слушателей. К примеру, на моих концертах в Японии в каждом зале есть специальный ряд с местами для инвалидов. Доказано, что после концертов классической музыки им становится легче. Я уже не говорю, что беременным женщинам просто показано слушать классику. 

— Но если говорить о вас, сколько же нужно сил, чтобы выдерживать по 250 концертов в год и при этом постоянно проживать этот энергообмен со зрителем? Бывают ли моменты, когда вам хочется уединиться и отдохнуть?

— От чего? От драйва и удовольствия, которые я получаю на концертах? Как раз на сцене я и уединяюсь, как ни странно это звучит. Там не звонит мобильный телефон, там нет Интернета. Остается только контакт с музыкой. Я выполняю роль проводника между композитором прошлого и публикой, которая сидит в зале сегодня. И, если я делаю это правильно, делюсь этой энергией на сто пятьдесят процентов, это доходит до публики, и мне возвращается в два раза больше. От концертов невозможно устать. Можно устать от перелетов, переездов, смены часовых поясов. Но сцена — это первое лекарство. 

— Что вас вдохновляет?

— Природа. Женщины. Женская энергетика, кстати, особенно сильно чувствуется во время концертов. Я ее, безусловно, отделяю от мужской. Она дает особый порыв. Но в первую очередь меня вдохновляют люди вообще. Доказано, что хороших людей больше, чем плохих. Мне в жизни, как правило, встречаются именно такие — уникальные, бескорыстные, добрые люди. И я хочу, чтобы эти люди жили в хороших условиях и могли слышать и видеть вокруг себя то, что будет их одухотворять. Для этого я всем этим и занимаюсь.

Автор: Екатерина Сырцева

Южноуральская панорама


« назад