Звезда в созвездии Лиры

20 ноября 2015

До звезды «Денис Мацуев» расстояние в миллиарды световых лет. Зато сам пианист, народный артист России доступен и лёгок, остроумен и открыт. vУ него планида такая – положительная. v9 ноября он снова vприезжал в Липецк, vи, как всегда, его концерт проходил при полном аншлаге.

Звезда его зажглась в конце девяностых, когда в 1998 году Денис Мацуев стал победителем XI Международного конкурса имени Петра Ильича Чайковского. За всю историю конкурса его выигрывали многие, однако столь популярными стали единицы.

Моё первое интервью с Денисом Мацуевым случилось в начале двухтысячных. Мы сидели в маленькой комнатке зала «Чайка», пили чай и разговаривали. Третьим в нашей компании был молодой фотограф Николай Черкасов – там мы с ним и познакомились. Прошедший 9 ноября концерт пианиста снова снимал Николай – в общем, нам было что вспомнить.

– Денис, тогда вы курили. А сейчас?

– Конечно, нет! Я же обещал внуку Рахманинова, который застал меня с сигаретой в артистической. Он предложил мне отказаться от курения, а взамен подарил никому не известные партитуры своего деда. Так я стал первым исполнителем двух произведений Сергея Рахманинова. А слово стараюсь держать – я же сибиряк.

– Считаете, что это национальность…

– Конечно. Сибиряк отличается чувством локтя, добротой и справедливостью. Меня таким воспитали родители и двор. Я в детстве ощущал себя неким Зорро: с одной стороны, домашнее воспитание – с бабушками, побросавшими работу ради внука, с папой и мамой, посвятившими мне свою жизнь, а с другой – дворовая футбольная команда, друзья, которые по сей день рядом, свобода, выяснение отношений не в драке кулаками, а в ходе матча.

Он считает себя командным игроком, хотя всегда солирует. Говорит, что слово «команда» определяет его отношение к жизни.

Когда Денису исполнилось пятнадцать лет, в Иркутск послушать его игру при­ехала основательница фонда «Новые имена» Иветта Николаевна Воронова. Другой бы ночь не спал – готовился. А Мацуев сел за рояль в… перерыве футбольного матча – он был капитаном vкоманды и старостой двора, – сыграл Рахманинова и джазовую импровизацию собственного сочинения, согласился выступить по Центральному телевидению и умчался доигрывать второй тайм, причём умудрился ещё и победный гол забить.

– За инструмент вы сели в возрасте трёх лет, что и неудивительно – музыкальная семья. Но когда пришло осознание, что именно музыка – ваше призвание?

– Несмотря на то, что я считался вундеркиндом и мне пророчили музыкальное будущее, в детстве спорт стоял у меня на первом месте. И только после переезда в Москву появилась мысль, что я себя нашёл.

– Вы болеете за «Спартак». Это потому что слоган команды «Спартак» – чемпион», а у вас тоже настрой победителя?

– К сожалению, уже четырнадцать лет «Спартак» – не чемпион. Я считаю, что настоящий болельщик проявляется не во времена триумфа команды, а в тяжёлые периоды её жизни. Моя «спартаковская» любовь – это навсегда, ей уже более тридцати лет. Она перешла мне по наследству от бабушки – страстной спартаковки, причём она болела как за футбольную, так и за хоккейную команды, знала наизусть все составы игроков. Именно она показала мне, как нужно отдаваться «болению» – тогда, в моём детстве, «Спартак» демонстрировал искромётную игру, почти с театральными паузами. Да это на самом деле был спектакль с выдающимися Черенковым, Гавриловым, Родионовым… Пришли иные времена. Сейчас у клуба новые хозяева, в команду вернулся спартаковский дух, но вот добиться своей игры от футболистов пока не можем, хотя уже и тренеры спартаковские пришли… Будем ждать и верить в будущее. «Спартак» – чемпион!

Денису Мацуеву всего сорок. Уже почти двадцать лет он активно концертирующий пианист, объездивший, пожалуй, всю планету. Он выходит на сцену с самыми выдающимися коллективами и дирижёрами мира, дружит с ярчайшими личностями нашего времени. Он – почётный профессор МГУ, основатель и руководитель десятка фестивалей, причём не только в России, но и за рубежом, председатель нескольких фондов, в том числе и фонда «Новые имена», который вывел его на большую дорогу профессионального музыканта. Он – Человек мира и патриот родной Сибири, окунающий в Байкал, как в священную Иордань, каждого из своих друзей.

– Недавно вышла совместная с журналистом Сергеем Бирюковым книга «Денис Мацуев. Жизнь на Crescendo», один из ваших фестивалей называется также «Крещендо». Вам принципиально важно жить на пределе? И наступит ли период, когда накал страстей снизится?

– Нет, diminuendo (диминуэндо – музыкальный термин, обозначающий постепенное уменьшение силы звука. – Прим. авт.) вы от меня не дождётесь! Я настолько темпераментный и эмоциональный сибиряк, что не могу позволить себе не то чтобы остановиться, но даже и немного снизить темп своего существования в мире. Крещендо очень правильное определение и для моей жизни, и для нашего фестиваля, которому уже одиннадцать лет. Со мной работает удивительная «крещендовская» vкоманда. Я человек сомневающийся, а значит – ищущий. Каких бы вершин ты не достиг, рядом всегда должны быть люди, которые скажут правду, остерегут: головокружение от успеха опасно. И пока такие люди рядом есть, диминуэндо не наступит. Мне вообще кажется, что в жизни важна установка на позитив. Сегодня никто не любит хороших новостей. Эту тенденцию, кстати, отмечал ещё в сороковые годы прошлого столетия великий пианист Владимир Самуилович Горовиц, когда эмигрировал в США. Он говорил, что Америке не нравятся хорошие новости. Вот и у нас так – востребованы только никому не нужные «желтизна» и разоблачения. Я же в книге рассказываю только о том хорошем, что меня наполняет, о моих встречах с выдающимися людьми, о моих друзьях, которые разбросаны по всему миру, о концертах. Цель этой книги – добро. Надеюсь, что люди будут читать её с улыбкой…

– «Сцена спасает от всего, это уникальная терапия от всех невзгод и для артиста, и для слушателя. Музыка — лекарство, миротворец в наше неспокойное время. С выдающимся дирижёром современности Зубином Мета мы выступали в Израиле. Семь концертов прошли при полном аншлаге: в зале сидели и арабы, и евреи, их, пусть на время, примирила музыка, и вражда отступила»… Цитата из вашей книги, в которой вы упомянули такое понятие, как сценотерапия.

– Это слово мы придумали с Владимиром Теодоровичем Спиваковым, с которым накануне концерта в Липецке музицировали на открытии его фестиваля «Владимир Спиваков приглашает». Сцена, безусловно, лечит, она одухотворяет. Когда музыкант говорит, что устал от концерта, значит, он у него не получился. Если выступление настоящее, то силы тебя не покидают, а наоборот, наблюдается неимоверный прилив энергии. У меня двести – триста концертов в год, до Рождества я должен ещё минимум пятьдесят раз выйти на сцену. На следующий день после липецкого концерта мы с Валерием Гергиевым выступаем в Мюнхене, а за два дня до приезда к вам играл в Стокгольме. Можно уставать от перелётов, от недосыпа, от смены часовых поясов, но от концерта – никогда! Я обожаю выходить на сцену! Знаете, я всегда помню, как в шесть лет шёл в Иркутске на первый свой концерт и держал маму за руку. Я был самым счастливым человеком на свете, прыгал от радости и понимал, что мир принадлежит только мне… Мне уже сорок, но когда ловлю себя на мысли, что вдохновение и радость меня переполняют, обязательно снова беру маму за руку, чтобы опять зафиксировать в памяти и сердце это незабываемое великое мгновение. Самое счастливое время дня для меня – предвкушение от выхода на сцену. И перед липецким концертом у меня абсолютно такие же ощущения. Я рад снова вернуться в Липецк…

9 ноября

Официальный сайт пианиста

Блог № 78. Из Липецка

Сумасшествие продолжается, пишу вам с федеральной трассы «Дон», до Липецка осталось 240 километров. И хочу вам сказать, что качество трассы настолько прекрасное, что кажется, что едешь в центре Европы по немецкому автобану. Спасибо тем, кто занимался её строительством. А всем, кто до сих пор боится ездить по России из-за плохих дорог – всё меняется к лучшему, поверьте.

Каждый день новые истории, новая сцена, новая публика, новые лица…

Программа липецкого концерта Дениса Мацуева состояла из двух отделений и нескольких «бисов». В первой – сольной – части звучали «Времена года» Петра Ильича Чайковского, во второй – совместной с липецким симфоническим оркестром под управлением Вячеслава Игоревича Булахова – сложнейший, новый для пианиста «Концерт № 2» Сергея Сергеевича Прокофьева.

– Есть ли композиторы, за произведения которых вы по каким-то причинам не берётесь?

– Таких немало. Репертуар у пианиста огромен, но никогда и ни один исполнитель не сыграет всё написанное для фортепиано. Для меня важен контакт с произведением, если нет любви между мной и музыкой, я никогда её не вынесу на сцену, выучу и отложу до лучших времён. Но бывает, что произведение просто ждёт, когда ты достигнешь определённого возраста, наберёшься нужного жизненного опыта. Как это было со вторым концертом Прокофьева, который я представил липецкой публике. Я эту гениальную музыку давно знал, но, несмотря на многолетние уговоры Валерия Абисаловича Гергиева, утверждавшего, что концерт буквально для меня написан, всё оттягивал время. А потом всё случилось! Это как за девушкой ухаживать: ты подбираешься к её сердцу очень осторожно, и только когда возникает обоюдный контакт, вспыхивает большое чувство… Жалко, с Шопеном у меня практически нет никакого контакта. Но я выжидаю, надеюсь, что созрею до любовного романа с его музыкой – у меня каждый год случаются такие внезапные увлечения… Но, помимо моих отношений с музыкой, мне очень важен контакт с публикой – я трепетно отношусь и к роману с ней.

– Какая она – публика классического исполнителя?

– Я выступаю не только в России, но и по всему миру. Заграничная публика – это в основном седые головы. В России же половина зала – молодые люди. Недавно завершился мой большой сибирский тур – я побывал в Красноярске, Томске, Кемерово, Новосибирске и видел, что огромное число молодых лиц понимают, о чём я играю. Это меня просто поразило! А ведь не все зрители – музыканты. К слову, точно так же любят классическую музыку и в Китае. У нас все филармонические залы переполнены. И мы постоянно пополняем ряды молодых музыкантов, ищем новые имена. В следующий раз, обещаю, приедем в Липецк с командой фонда, ведущие профессора Московской консерватории проведут мастер-классы, по итогам которых мы определим новых стипендиатов фонда «Новые имена».

– Три года назад вы возглавили Общественный совет при Министерстве культуры Российской Федерации. Какие вопросы обсуждаете сегодня?

– У нас уйма проблем, начиная с финансирования культуры и заканчивая зарплатами педагогам. Учителя музыки, музейщики, библиотекари – вот для меня герои нашего времени. Как они выжили, когда государство от них практически отвернулось – не понятно. По­этому сегодня нам как воздух нужен закон о меценатстве. В Америке нет ни одного государственного симфонического оркестра – они существуют только на спонсорские деньги. Имя каждого, кто дал хотя бы доллар, указано в буклете. В Цинциннате, например, прекрасный оркестр спасла от смерти правнучка основателя компании «Проктер энд Гэмбл» (The Procter & Gamble). Ей тогда было за сто лет, она пожертвовала 120 миллионов, причём расписала, на что потратить каждый доллар…

– Быть знаменитым некрасиво?

– Если занятия на рояле нужны только для того, чтобы стать известным, то это неправильная цель. Главное – научиться хорошо играть настоящую музыку. В нашей профессии нет гарантии успеха. Популярность и известность может стать следствием долгого и упорного труда… А может и не стать. Большие личности и таланты в музыке – это штучные истории. Но само по себе музыкальное образование никому ещё в жизни не мешало. Раньше были хорошие традиции, когда во многих советских домах стояло пианино, а ребёнок учился в музыкальной школе. Это было престижно, родители рассказывали об этом коллегам по работе с гордостью. Да и на развитие интеллекта музыка оказывает благотворное влияние. Так что в общеобразовательных школах России уроки музыки должны быть в обязательном порядке, а не по усмотрению директора.

– Считается, что родители лишают ребёнка детства, если заставляют с ранних лет заниматься музыкой, балетом, спортом. Это потом выясняется, что, став взрослыми, большинство этих «лишенцев» получают многое, мир открывает перед ними огромные горизонты, происходят встречи с интересными людьми…

– В нашем деле чётких канонов профессиональной состоятельности не существует. Есть главные стадии, которые нужно пройти, например, учёба, конкурсы. Но, безусловно, самое важное – талант, к которому применить стандартные способы воспитания и образования невозможно. Уверен, что талант родителей и педагогов должен быть не меньше, чем талант ребёнка. Вырастить пианиста — не значит отобрать у ребёнка всё, оставив один рояль. Ребёнок по природе своей должен быть разносторонним: читать книги, ходить с друзьями в кино, заниматься спортом.

Мой пример – самый что ни на есть наглядный: родители с бабушками сделали всё, чтобы я развивался, пожертвовали ради меня многим. Мы уехали из Иркутска в сложнейшем 1991 году, а ведь на папе держалась вся музыкальная деятельность иркутских театров, мама была известным в городе педагогом. Но они всё бросили и отправились со мной в полную неизвестность, веря в меня и моё предназначение, хотя в то время нам никто никаких гарантий не давал. Когда я поступил учиться, то встретил удивительных педагогов, которые правильно меня вели по дороге музыкального образования. Меня считали вундеркиндом – а это определение очень опасное. Когда ребёнок достигает пятнадцати-шестнадцати лет, наступает переломный момент, преодолеть который не каждому по силам. Поэтому развивать ребёнка нужно аккуратно и постепенно и ни в коем случае не забивать ему голову ранней гениальностью. Но если ребёнок понимает, что музыка (балет, футбол, теннис и так далее) – это его жизнь, нужно идти уверенно по выбранному пути, много заниматься. Всё, что бы тебе ни говорили – будь то похвала или критика, нужно воспринимать с иронией. Важно знать: какой бы успех сегодня у тебя не был, завтра с утра нужно снова садиться за инструмент и работать, работать, работать…

Денис Леонидович прибыл в Липецк за пару часов до выступления. И неистово репетировал, причём играл не только те произведения, с которыми приехал к нашей публике. Он говорит, что на репетициях, как правило, разучивает новые сочинения – уже на будущее.

Будучи человеком позитивным, Денис Мацуев и публику после концерта хотел бы видеть улыбающейся. В Липецке так и случилось – зрители выходили из зала переполненные хорошими эмоциями, громко обсуждали игру пианиста и звонили знакомым, делясь впечатлениями.

Со звезды «Денис Мацуев» в созвездии Лиры не виден не только Липецк, но даже и наша Земля. Помните, как сказано в сказке о Малыше и Карлсоне: он улетел, но обещал вернуться. Денис Мацуев обещал приехать в Липецк, чтобы открыть на нашей земле новые звёздочки, которые, быть может, со временем также обретут прописку на небосклоне…

ЛГ:итоги недели. Евгения Ионова


« назад