«Рояль теряет силу гравитации, когда к нему прикасается Мацуев»

12 сентября 2015

В Братске с единственным концертом в рамках фестиваля «Звезды на Байкале» побывал выдающийся пианист современности. «Рояль теряет силу гравитации, когда к нему прикасается Мацуев» - слова югославского режиссера Эмира Кустурицы в одном из телевизионных интервью. И эти образы не случайны. На прошлой неделе, 3 сентября, в Братске произошло музыкальное потрясение. Выдающийся пианист современности Денис Мацуев побывал на Братской ГЭС и восхитился ее масштабами, провел пресс-конференцию в городской администрации, встретился с мэром города Сергеем Серебренниковым, а затем весь вечер импровизировал в концертном зале «Братск-АРТ» с коллегами-музыкантами, которые вместе с ним принимали участие в юбилейном, десятом, ежегодном фестивале «Звезды на Байкале».

Вместе с Денисом Мацуевым в Братск прилетели юные дарования. Тринадцатилетний пианист-виртуоз, победитель VIII Международного конкурса имени Чайковского в 2014 году, лауреат первых премий международных фестивалей и конкурсов в России, Австрии, Сербии, Казахстане и Испании Александр Малофеев. Четырнадцатилетний пианист Владислав Хандогий из Беларуси, победитель XV Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». А также юное дарование, подающее, по словам Дениса Мацуева, большие надежды, иркутский саксофонист Игорь Сендеров. Вместе с музыкальным десантом в Братск прибыл Владимир Молчанов, который в этот раз стал ведущим фестиваля «Звезды на Байкале». В начале девяностых Владимир Молчанов прославился своей телепрограммой «До и после полуночи» на советском телевидении.

- Сегодня я здесь еще и потому, что у моей жены братские корни, - сказал он во время пресс-конференции. - Ее родители с первого и до последнего дня строили Братскую ГЭС, и мы всегда мечтали сюда попасть.

Первая пресс-конференция Дениса Мацуева в Братске прошла в теплой и очень дружественной обстановке.

- Для меня это дебютный визит в Братск, - сказал он, обращаясь к журналистам, и рассказал о том, что значит для него и для его коллег-музыкантов фестиваль «Звезды на Байкале».

- Без преувеличения, фестиваль «Звезды на Байкале» прославился на весь мир. И, конечно, впечатляет тот арсенал артистов, которые за все десять лет его существования побывали в Иркутске и на Байкале. В этот раз фестиваль открылся 1 сентября. На сцене Музыкального театра им. Загурского играл оркестр Мариинского театра. И это был фантастический концерт. Мы исполнили Моцарта, за роялем был маэстро Гергиев вместе с удивительным юным виртуозом Александром Малофеевым. Прозвучала Шестая симфония Чайковского. Я много раз слушал ее в исполнении Гергиева, и заметил, что в Иркутске она звучит совсем по другому. Здесь проходят феноменальные концерты. Что касается молодых талантов, то Братск всегда представляет очень мощную скрипичную команду. Никогда не забуду юную скрипачку Аню Савкину, которая приехала на первый фестиваль из Братска и поразила всех своим исполнением. Затем она стала лауреатом многих международных конкурсов, и сейчас делает большие успехи.

Мы всегда хотели, чтобы фестиваль вышел за рамки Иркутска, мечтали расширяться. И я благодарен Сергею Васильевичу Серебренникову за то, что он нас сюда пригласил. А покупка рояля – потрясающая возможность для того, чтобы эти фестивальные дни в Братске стали постоянными. Мы склонны к тому, чтобы сюда приезжали именитые музыканты со своими концертами. И, конечно, я думаю, что это будет хорошая исполнительская площадка для наших молодых талантов.

Мне много рассказывали о братской публике, которой очень не хватает классических концертов. И теперь это, наконец, произойдет.

Сегодня мы были поражены размахом Братской ГЭС, и уже выложили в интернет наши фотографии.

Наш концерт называется «И классика, и джаз!». Мы будем играть классический блок с юными пианистами-виртуозами, а затем выйдем с джазменами – контрабасистом Андреем Ивановым и потрясающим джазовым барабанщиком Александром Зингером. Мы будем выступать в импровизационной манере. Я знаю, что импровизация у нас всегда очень хорошо получается.

- Как вы считаете, талант - это то, что дается единицам, или каждый человек талантлив от рождения?

- Я считаю, что каждый ребенок уже самородок. И у каждого ребенка есть талант, только его надо правильно найти и правильно развивать. В этом, пожалуй, заключается талант родителей и талант педагогов, у которых есть шанс открыть новые имена. Сейчас я говорю о Межрегиональном благотворительном общественном фонде "Новые имена" имени И.Н. Вороновой. Когда Ирина Воронова приехала в Иркутск в 1990 году, я играл в футбол, и у меня был ответственный матч. Но папа все-таки уговорил меня прийти в филармонию и сыграть Рахманинова и свою джазовую импровизацию. После чего Ирина Воронова подошла ко мне, и в своей манере сказала: «Ну что, киска. Мы хотим пригласить тебя в Москву». Я сказал ей: «Большое спасибо», и вернулся на футбольное поле. Но все же это был ключевой момент моей жизни. Ирина Воронова была удивительная женщина. Она ушла из жизни два года назад. Она собрала нас всех тогда - так появилась новая команда талантов «Новые имена». И теперь, если смотреть афиши, то практически все исполнители это выходцы из «Новых имен». И мы продолжаем это дело. Каждый фестиваль в нашу команду приходят все новые и новые игроки.

Талант - очень хрупкая штука. Сегодня вы увидите уникальных музыкантов, которым всего по тринадцать-четырнадцать лет. Но каждый из них уже сейчас является большим мастером. Это пример постепенного развития таланта. На фестиваль они приехали со своими педагогами, которые каждую секунду находятся рядом с ними. Педагоги хорошо понимают, что новое поколение совершенно другое. Оно успевает все: и позаниматься на рояле, и почитать книгу, и сходить в кино и в театр, и позаниматься спортом. Я горжусь теми ребятами, которые идут за нами, и уже сейчас заявили о себе во весь голос. Поверьте мне: в самое ближайшее время они покажут себя так, что мало не покажется.

Если говорить про Сибирь, то для меня это самое святое слово. Сибиряк - это национальность. И я всегда об этом говорю. Если после концерта где-то ко мне подходит человек и говорит, что он из Сибири, из Иркутска или из Иркутской области, то он автоматически становится моим родственником.

- Ваш прадед был православным священником, и вы человек крещеный. Приходится ли вам обращаться к Богу с просьбами и получаете ли вы ответы?

- Я считаю, что у каждого вера своя. Я человек крещеный, православный. Думаю, что это вопрос интимный. И все, что касается этого - не для всеобщего разглашения.

- Вы сегодня говорили о талантах. Вы бывали в разных странах, видели разные системы образования. Что бы вы поменяли в российской системе образования?

- Упаси Господь что-то менять. Нас копируют, нас пародируют во всем мире. Российская система музыкального образования - это система, благодаря которой каждый год рождались уникальные таланты. Не поддерживаю новые стандарты, которые вводятся в школах. По этим стандартам профессионально музыкой можно заниматься с 12 лет. Но ведь это на корню убивает то, что в нас заложено. И основные каноны музыкального образования закладываются в раннем возрасте - в пять, шесть или семь лет. Я отстаиваю свою позицию на президентском Союзе по культуре, и считаю, что не надо к этому притрагиваться. У нас уникальная система – школа, училище, консерватория, аспирантура. А бакалавр и магистратура - очень красивые слова, но они не имеют никакого отношения к музыкантам. Это скорее из другой области. Поэтому давайте сохранять то самое хорошее у нас, чему завидуют во всем мире. В Китае около ста миллионов пианистов. Это страна, которая копирует нашу систему музыкального образования и скупает наших педагогов зарплатой и другими благами. Давайте будем бороться за то, чтобы наша система образования была в таком виде, в котором и была.

- У вас есть музыкальные проекты за Уралом. Откуда к Уралу такая любовь?

- Они есть не только там. У меня много региональных фестивалей, каждый из которых - это мое любимое детище. Наш роман долгие годы продолжается и в Челябинске, и в Перми, где я был, наверное, уже по двадцать пять раз. Это все не случайно – это взаимная любовь с публикой. Это возможность раскрывать новые имена. Потрясающая публика и в Тюмени, и в Пскове, и в Астане. Но самая любимая в Иркутске – это «Звезды на Байкале». Здесь даже вопросов нет, и очень надеюсь, что Братск не станет исключением. Тем более, что теперь здесь есть такая приманка как рояль. На будущий год мы обязательно привезем сюда наш десант. А это такие имена как Спиваков, Темирканов, Гергиев, Башмет.

- Могут ли наши дети надеяться на мастер-классы Мацуева, или других именитых музыкантов?

- В любом регионе, куда бы я не приезжал, в первую очередь я занимаюсь поиском новых имен. В следующем году в Братске обязательно пройдут мастер-классы.

- В Иркутске есть Дом музыки Дениса Мацуева. Каково его предназначение?

- Это уютное, замечательное место, где каждый сантиметр пропитан музыкой. В нем постоянно проходят разные встречи, репетиции, пресс-конференции, проводятся открытые мастер-классы. Я бы сказал, что это штаб-квартира фестиваля «Звезды на Байкале». И это первый шаг к тому, что в Иркутске в ближайшие три года должен появиться новый концертный зал классической музыки абсолютно феноменального мирового класса с акустикой Тойоты.

Известный акустик из Японии Ясухиса Тойота спроектировал около ста театрально-концертных залов во всем мире. И это гарантия качества. Он уже два раза был в Иркутске. Сейчас присматривается место на берегу Ангары. Это будет недалеко от моего дома, где я когда-то жил и где я играл в футбол. Такое соседство для меня очень трогательно. Предполагается, что концертный зал в Иркутске внутри будет отделан кедром. Ну а внешний вид нужно обсуждать с общественностью, потому что мы не должны идти вразрез с нашей дорогой любимой публикой. Ради которой мы все это делаем.

- Сегодня над Россией сгущаются краски – санкции, политическая нестабильность… Как человек мира, скажите, пожалуйста, как относятся к русским?

- Каждый концерт - это переполненный зал, это аншлаг, это настоящие овации, это преклонение перед музыкой. Я играю очень много русской музыки на западе, и всегда говорил, что классическая музыка является лучшим миротворцем, лучшим терапевтом. Вместе со Спиваковым мы придумали новое слово – сценотерапия, которое работает на сто процентов. В каком бы состоянии я не выходил на сцену – после многочасовых перелетов, смены часовых поясов, и когда я еще совершенно не готов, - в этот момент включается какая-то удивительная магия. Я убежден, что в наше неспокойное время именно культура, и, в частности, конечно же, музыка, может быть нашим спасением. Мы счастливые люди, потому что мы говорим на одном из самых гениальных языков мира – на музыкальном языке.

В Иркутске 2 сентября у нас был потрясающий дневной концерт «Музыка лечит». Конечно, удивительная атмосфера музыки лечит. Например, в концертных залах в Японии всегда есть специальные места для инвалидов. Когда врачи говорят, что имеется сто процентов доказательств, что музыка лечит, и этим людям становится лучше, я им верю. Поэтому так здорово, что в Братске теперь есть рояль…

- Говорят, что наш рояль не самый дорогой, есть и дороже…

- Ну да. Концертный рояль фирмы Stеinway может стоить 180 тысяч евро - это 14 миллионов рублей. Но и этот, в Братске, может принимать хороших артистов. А вообще, «Ямаха» - это начало моей карьеры. Это фирма, которая прогрессирует каждый год в плане звука. Кстати, вопрос как содержать рояль, очень важный. Сюда я приехал со своим настройщиком Владимиром Спесивцевым. Он – один из самых известных в мире настройщиков роялей фирмы Stеinway&Sons, и даст вам рекомендации. Понятно, что нужно иметь ввиду и влажность, и перепады температуры. Климат у нас суровый, всякое бывает. Понадобится кондиционер.

- Вам очень повезло в жизни, ваши родители – музыканты…

- Мне действительно повезло, что у меня такие родители. Весь мой успех - это успех нашей команды. А она удивительная – папа и мама всегда со мной. Папа - мой первый педагог, и до сих пор ничего не изменилось. Иногда после концертов, как например, в Карнеги-холл - концертном зале в центре Манхэттена в Нью-Йорке, где зал стоял с овациями, а на следующий день американская ежедневная газета «Нью-Йорк Таймс», которая печатается с 1851 года, написала, что это был один из лучших концертов сезона, я прихожу в отель и слышу совершенно другие вещи, которые мне говорят папа и мама. Потому что они понимают, как я могу играть. Не буду передавать то, что они говорят, но еще раз скажу, что мой успех – это на сто процентов их успех.

Что касается воспитания детей, то я думаю, что в советское время была замечательная традиция отдавать детей в музыкальную школу. А дома очень часто стояло пианино, независимо от того, будут ли дети дальше заниматься музыкой. И родители понимали, что конечно же, это пойдет в общее развитие детей. Когда ребенок занимается музыкой, открывается другое полушарие. На мой взгляд, уроки музыки в обыкновенных школах очень важны. У нас куда-то пропал из школы хор. А ведь все это было в советской школе. Теперь - на усмотрение директора школы. Если ему нравится больше физкультура, то в школе будет больше физкультуры. Что, конечно не плохо – я и сам обожаю футбол и хоккей. Но все же - отдавайте детей в музыкальную школу. Это лишним не будет.

- В одном из телевизионных интервью Эмир Кустурица сказал, что в мире есть четыре лучших пианиста, и вы среди - номер один. Как вы думаете, кого он имел в виду?

- Эмир Кустурица - необычный человек, которого я обязательно привезу в Иркутск в следующем году. Он абсолютно наш человек по крови, сибиряк в душе, большой импровизатор. Он общался со многими великими музыкантами мира, слушал их. В том числе и Фабио Мастранджело, и других. Но я не люблю слово рейтинг…

- Денис Леонидович, у нас есть такое пожелание, чтобы Сибирь и Дальний Восток не оставались на обочине культуры. Чтобы она доходила до маленьких городов. Посодействуйте нам в этом.

- Я хочу привести в пример город Оренбург. Мы с губернатором Оренбургской области за последние два года создали «Многорояльное движение», и для районных центров купили уже пятнадцать инструментов. Иногда там мы проводим по четыре концерта в день. Это такой потрясающий показатель, и надо, чтобы так было везде. Конечно, я за то, чтобы такое движение было и в Иркутской области, и в этом направлении мы уже двигаемся. «Звезды на Байкале», как я уже отметил, известны во всем мире. Достаточно того, что на прошлый фестиваль в Иркутск приехал сам художественный руководитель Израильского филармонического оркестра Зубин Мета. Он приехал только в Иркутск и только на Байкал, а затем сразу же отправился в Европу. И это кое-что значит…

Ирина ЛАГУНОВА, пресс-служба администрации города Братска  


« назад