Новости из Питтсбурга

17 февраля 2013

Это блог из города Питтсбург, где я сейчас нахожусь с концертами. Вы уже могли видеть в сети ссылку на мое интервью сайту Питтсбургского оркестра. Я здесь уже в третий раз. И сегодня мне хочется сказать несколько слов об американских оркестрах, потому что именно возможность работы с этими великими коллективами заставляет меня много раз в год пересекать океан. Это и Нью-Йоркский филармонический оркестр, и Филадельфийский симфонический оркестр, и Чикагский симфонический оркестр, и Лос Анджелесский филармонический оркестр, и Национальный оркестр в Вашингтоне, и Оркестр Хьюстона, и Оркестр Балтимора, и Оркестр Цинцинати, и, безусловно, Питтсбургский симфонический оркестр, один из самых лучших американских оркестров, с которым я достаточно много сотрудничаю. 

Его возглавляли в разные годы такие гениальные дирижеры, как Андре Превин, Лорин Маазель, Марисс Янсонс, и сейчас вот Манфред Хонек, потрясающий австрийский дирижер, который руководит оркестром с 2008 года.

Каждый из этих великих коллективов обладает огромной историей, особенных характером и неповторимым стилем.

И самое удивительное в этом то, что несмотря на смену поколений, несмотря на то, что в каждом из оркестров играют, как опытные музыканты, так и молодые, оркестр сохраняет свой уникальный стиль. Если мы говорим о Филадельфийском оркестре, то это невероятная экспрессия и сметающая энергетика всех групп оркестра, а также сдержанность и матовость звука, сохранившаяся со времен Леопольда Стоковского и Юджина Орманди. 

С Филадельфией все свои знаменитые записи сделал Сергей Васильевич Рахманинов. Когда я два месяца назад с Филадельфийским оркестром играл Концерт для фортепиано № 3, я заметил, что, несмотря на разницу в 80-90 лет, когда были сделаны записи с Рахманиновым, стиль исполнения оркестром сохранился. И это очень здорово.

Каждый оркестр – это сообщество выдающихся музыкантов, обычно конкурс в такой оркестр составляет до 200-300 человек на место, а это значит, что каждый участник оркестра – мастер, который вполне может сыграть сольный концерт. Музыканты объединяются в ансамбли, квартеты, трио, дают сольные концерты. Это пример для подражания. 

В эти нелегкие с точки зрения экономики годы в США многие оркестры переживают не самые лучшие времена. Большое количество концертов обанкротилось. Под вопросом даже было существование Филадельфийского оркестра. Но, Слава Богу, его спасли.

Я много раз рассказывал историю Оркестра Цинциннати, где у меня много друзей: он был на грани банкротства, и его спасла правнучка основателя компании Проктер энд Гэмбл, которая дала около 100 миллионов долларов, чтобы этот оркестр продолжил свое существование.

В США все держится на меценатах. Если открыть буклет любого американского оркестра, в каждой программке на каждый концерт обязательно упоминаются имена всех тех, кто внёс пожертвования в этом году. От взноса в 100 долларов до нескольких миллионов. То есть к каждому, кто помогает оркестру, его руководители относятся с большим уважением.

Это прекрасный пример того, что оркестры могут существовать не только за счет помощи государства, в Америке нет ни одного государственного оркестра. У нас модель, конечно, совершенно другая. Тем не менее, меценатство и содержание оркестров за счет частных пожертвований возможно и в России. Такие примеры уже существуют, в первую очередь здесь можно упомянуть Мариинский театр. Но этого не достаточно, меценаты должны помогать симфоническим оркестрам, потому что классическая музыка никогда не станет самоокупаемой. Я это всегда говорил и всегда буду говорить. Это очень важный момент.

Кроме того, я бы хотел отметить ещё одну важную особенность американской музыкальной жизни. Здесь в каждом городе есть собственный концертный зал, в Питтсбурге, где я сейчас выступаю, зал вмещает почти 3000 человек, и билеты на все три концерта уже распроданы. Такая популярность классической музыки не может не радовать. И нельзя этими впечатлениями не поделиться, потому что здесь конечно есть очень много примеров для подражания.

Вчера на репетиции Концерта для фортепиано №2 С. В. Рахманинова ко мне подошел пожилой американец и рассказал историю, которая вызвала у меня неописуемое изумление. Он сказал, что слышал этот концерт в Питтсбурге в исполнении Рахманинова в 30-х годах прошлого столетия. Можете себе представить?! Человек помнит живого Рахманинова. Этот человек был в зале, когда играл Сергей Васильевич с Питтсбургским оркестром. Я нахожусь под огромным впечатлением от этой беседы, и она очень меня воодушевляет! Он много рассказывал о звуке, об интерпретации и внешнем облике Рахманинова. Мой собеседник обратил внимание, что у композитора были огромные длинные руки. И когда он опускал банкетку, он не наклонялся вперед, чтобы это сделать, как делают обычные люди, он сидел ровно, выпрямившись. И это произвело на моего собеседника впечатление. Он собирался прийти ко мне на концерт, и мы с ним обязательно пообщаемся. Потому что это уникальные воспоминания.

К сожалению, Рахманинов не играл в России с времени Революции. Но, к счастью, ещё есть люди, которые бывали на его концертах и видели его в живую. Это действительно очень здорово.


« назад