Блог №93. Под впечатлением от двух концертов в Мюнхене

2 февраля 2016

Ещё вчера я был в Мюнхене. Два вечера подряд мы с Валерием Гергиевым и Мюнхенским филармоническим оркестром исполняли Второй концерт для фортепиано с оркестром Р. Щедрина. В этом году концерту исполнилось ровно 50 лет. Достойный юбилей для выдающегося произведения, который Родион Константинович, блестящий пианист, ученик знаменитого Якова Флиера, сам исполнял более 100 раз по всему миру. Посвящённое Майе Плисецкой произведение, которое и мы с Гергиевым исполняли неоднократно и даже записали диск с ним в Санкт-Петербурге, очень удачная, на мой взгляд, запись получилась. И Родион Константинович был в зале тогда.

В этом году мы играли его в Мюнхене, и композитор также был в зале. Как и в прошлый раз, мне трудно передать вам ощущение человека, который играет музыку в присутствии её гениального создателя, тем более в тандеме с Валерием Гергиевым, который является одним из самых серьёзных экспертов музыки Щедрина. Это и восхищение, и волнение, и предвкушение совместного творчества, импровизации, и яркие обсуждения концертов позже вечером. Щедрину нравится, как Гергиев слышит и интерпретирует его музыку, как по-особенному подходит к каждому исполнению. Поэтому и премьера новой «Рождественской сказки» состоялась именно в Мариинском театре в конце прошлого года. 

В 1966 году Родион Константинович, блистательный импровизатор, играл очень много джазовой музыки, что не могло не отразиться в творчестве, поэтому и свой Второй концерт он наполнил джазом, играл его сам много раз феноменально со Светлановым, Рождественским (записи их стали знаменитыми). И вот 50 лет спустя он, живой гений российской и мировой музыки, сидел в зале на репетиции и вместе с нами творил его заново. Он дал мне полную свободу и отдельно попросил импровизировать во время исполнения. Невероятное ощущение. Он удивительно обаятельный, светлый человек. Я жадно впитываю каждую секунду общения с ним, не только про музыку, но и про жизнь, про планы на будущее. Родион Константинович, блестящий интеллектуал и при этом удивительной скромности человек, обладает исключительным чувством юмора – щедринским, колким, точным, который проявляется ярко и в его музыке. Темирканов говорит, что есть два гениальных композитора, которые воплощают юмор в музыке: Прокофьев и Щедрин. И как дань этой его черте я вчера сыграл после концерта «Юмореску» на бис. Вчерашнюю трансляцию Medici.TV ещё можно посмотреть на сайте.

Очень много воспоминаний о легендарных людях, Лилии Брик, к примеру, очень много таких историй, которые я обязательно расскажу в своих мемуарах, позже. Гораздо позже. Наши встречи с Щедриным и Гергиевым похожи на путешествие во времени. Это мощная энергетическая  подпитка для меня, которая ещё долго будет держать меня в новом концертном сезоне наплаву. Скоро Родион Константинович приедет в Россию, не буду говорить, по какому поводу, чуть позже об этом все узнают.

А сегодня мы открыли Crescendo в Пскове, городе, где фестиваль впервые появился на свет. Остаемся на связи с вами. Ждите новостей!


« назад