Блог №77. Из Риги

3 ноября 2015

Вчера был уникальный день и вечер!

Я имею в виду мой концерт в Латвии, в Риге. Я давно сюда не мог выбраться в первую очередь из-за несовпадения графиков, но играл здесь раньше неоднократно, и могу сказать абсолютно искренне, что обожаю здешнюю атмосферу (как в Риге, так и в Юрмале), восхищаюсь уникальным климатом и всегда скучаю по рижскому взморью и, конечно, по добрейшей латвийской публике. В 2009 году здесь проходили концерты фестиваля «Crescendo», я играл и в Юрмале в Дзинтари, и в Риге в оперном театре, и в других местах. Но вчерашний концерт в Латвийском национальном оперном театре стоит особняком.

Когда я приехал на репетицию и вышел на сцену, на ней меня ждал довольно почтенного возраста (четверть века, не меньше) американский «Стейнвей». Выяснилось, что в последний раз на нём играли достаточно давно, может быть даже я сам, когда был здесь пять лет назад. А для рояля – это очень тяжело: он живое существо и, чтобы жить по-настоящему, он обязательно должен звучать. Из-за долгого молчания, когда я взял несколько нот, он не сразу откликнулся: звук спал, его невозможно было разбудить, тембров не было, звук не лился, нюансировка была ограниченная, например, только меццо пиано.

Поначалу я был в смятении, потому что у меня оставалось только 45 минут до концерта, чтобы изменить это, найти контакт с инструментом. Но «Стейнвей» сумел меня удивить: сначала проснулся богатый сильный струящийся красиво звук, потом нюанс за нюансом целая палитра тембров. Он отвечал на каждое моё прикосновение. Во время концерта это был уже инструмент другого качества и звука. Вот что значит старая порода! А по окончании концерта  я уже был готов назвать этот рояль одним из моих самых любимых инструментов на свете. Просто чудо.

И концерт был очень неплохой, на мой взгляд, чему способствовала уникальная атмосфера внутри Театра. Я всегда говорил, что в Латвии потрясающие традиции, богатая история и высокая культура восприятия классической музыки. Это родина большого количества знаменитых музыкантов, как Марисс Янсонс, например, с которым мы неоднократно играли во многих залах мира и вновь будем играть в Мюнхене через неделю.

Я много раз говорил о том, как важна для музыканта понимающая тишина в зале. В последнее время мне удивительно везёт на такую серьёзную, вдумчивую, понимающую публику. Недавно я рассказывал вам про концерты в Новосибирске, а теперь и в Риге мне посчастливилось встретить со стороны публики абсолютное понимание того, что я хотел донести своим исполнением. В Риге эта тишина была опасно-притягательной, как бездна. Особенно остро это ощущалось в паузах в «Крейслериане»: до бесконечности растягивающаяся, мертвейшая пауза в заполненном до отказа зале – это дорогого стоит.

Могу сейчас сказать, что обязательно вернусь в Латвию в июле. В Концертный зал Дзинтари. Это уникальная площадка: открытая, и при этом акустика великолепная, ни одного микрофона не нужно. В своё время этот зал был летней резиденцией многих оркестров, таких, как оркестра Е. Мравинского, оркестра под управлением К. Кондрашина. И вот сейчас Зубин Мета, который прошлым летом играл в Юрмале, ещё раз мне подтвердил, что площадка уникальная во всех отношениях для исполнения именно классической музыки. Так что я планирую сюда вернуться будущим летом с сюрпризом.

А пока всем привет, встретимся в Москве 5 ноября!

Метки: блог Рига

« назад